14.10.2020
Ccылка на видео
14 октября
1943 года советский офицер, военнопленный Александр Печерский организовал и
возглавил восстание в лагере смерти Собибор. Оно стало единственным успешным
массовым побегом узников из нацистских концлагерей.
ЛАГЕРЯ
СМЕРТИ
Собибор как
конвейер смерти заработал 3 мая 1942 года. Почти одновременно с Собибором
появились и другие лагеря смерти: Белжец (в марте) и Треблинка (в июле). Вместе
с Хелмно (действовал с 8 декабря 1941 года) все они стали основными лагерями
смерти, в которых нацисты уничтожили более трети европейского еврейства.
Создание таких лагерей осуществлялось в рамках операции «Рейнхард» и было одним
из ключевых итогов конференции в Ванзее (20 января 1942 года), когда высшие
чины партии и СС утвердили основные принципы «окончательного решения»
еврейского вопроса.
Стоит
подчеркнуть разницу между концентрационными лагерями (Равенсбрюк, Маутхаузен,
Дахау), где заключенные должны были работать на нацистов, и лагерями смерти, в
которых людей только уничтожали. Освенцим (Аушвиц) и Майданек функционировали и
как концентрационные лагеря, и как лагеря смерти. Последних было всего шесть
(Хелмно, Собибор, Треблинка, Белжец, Освенцим и Майданек). Под конец войны
де-факто как лагеря смерти стали работать Маутхаузен и Штутгоф. Показательно,
что в Хелмно были уничтожены 360 тысяч евреев, а выжили только двое. В Белжеце
уничтожили 600 тысяч, выжили шесть человек. В результате об этих лагерях мало
что известно.
В Собиборе
уничтожили около 250 тысяч человек, выжили благодаря побегу Печерского – 53. За
18 месяцев общая численность персонала лагеря составила около 100 эсэсовцев и
200 охранников-украинцев.
ЭКОНОМИКА
ГЕНОЦИДА
В марте 1942 года в своих дневниках Й.
Геббельс писал, что планируется уничтожить 60 процентов евреев, а 40 процентам
временно сохранить жизни как рабочей силе.
По расчетам
СС, один заключенный, исходя из средней продолжительности жизни в 9 месяцев,
мог принести Третьему рейху 1630 рейхсмарок. Сумма формировалась из издержек на
питание, одежду и кремацию (последняя – порядка 2 марок) и «дохода»,
получаемого от труда узника, оставшихся личных вещей, золотых зубов и одежды. В
этих подсчетах не учитывалась стоимость пепла, который использовался для
сельскохозяйственных нужд.
КОНВЕЙЕР
СМЕРТИ
Собибор был
расположен на железнодорожном перегоне между Хелмом и Влодавой, с отдельной
веткой, ведущей к лагерю. Он делился на четыре части, не считая зоны прибытия
новых жертв:
Лагерь 1
(около 50 евреев, они обслуживали немецкую охрану, начиная с приготовления еды
и заканчивая пошивом одежды).
Лагерь 2
(сюда сразу гнали евреев, предназначенных для уничтожения; обслуживающий
персонал, порядка 400 евреев, должен был стричь им волосы, сортировать
оставленные вещи и пр.; в этой же зоне располагалась администрация).
Лагерь 3
(здесь находились газовые камеры).
Четвертую
зону стали создавать летом 1943 года, когда планировалось превратить Собибор
еще и в концентрационный лагерь.
Среди
прочего в Собиборе для нужд нацистов имелась католическая церковь. Сразу за ней
располагался пустырь, на котором убивали узников, пытавшихся оказать
сопротивление. Церковь находилась менее чем в 500 метрах от газовых камер.
В Собиборе уничтожались прежде всего польские
евреи, однако эшелоны прибывали также из Австрии, Чехословакии и Голландии.
Известно, что было уничтожено некоторое число французских и греческих евреев, а
также евреев из СССР. 5 июня 1943 года из Голландии ушли в Собибор два
специальных «детских» поезда: детям и матерям обещали, что их отправляют в
специальный рабочий лагерь.
С платформы
большую часть людей гнали в лагерь 2, но пожилые, больные, дети сразу
отправлялись в траншею, где украинские охранники, за которыми следили немцы,
расстреливали их из пулеметов. Это место изверги иронично называли «лазарет».
Жертвы – особенно из числа западных евреев – верили, что им просто дадут
помыться и переодеться в чистую одежду, перед тем как отправить на работу. По
прибытии им приказывали написать открытки домой.
Если
западных евреев привозили в комфортабельных поездах и до последнего создавали
для них иллюзию благополучия, то польских и русских евреев перевозили в
товарных вагонах. В 1943 году было несколько случаев, когда безоружные люди по
прибытии нападали на эсэсовцев. Евреев «в русских составах» стали перевозить в
Собибор абсолютно голыми, чтобы затруднить побег и не дать спрятать под одеждой
что-то, чем можно было защищаться.
Были женщины, отказывавшиеся раздеваться и
стричься, расставаться с детьми. В таких случаях эсэсовцы замедляли поток газа,
чтобы жертвы дольше испытывали агонию.
ПЕЧЕРСКИЙ В
СОБИБОРЕ
Александр
Аронович Печерский проходил военную службу в 1931–1933 годах. Был призван 22
июня 1941 года, принимал участие в боевых действиях, был аттестован на
техника-интенданта 2 ранга (лейтенант). Раненым попал в плен под Вязьмой в
октябре 1941-го. В Собиборе находился с 23 сентября 1943 года до дня восстания
– 14 октября. В 1943–1944 годах – в партизанах в Белоруссии. В 1944 году, после
проверки, воевал в штурмовом батальоне – до ранения.
Печерский
прибыл в лагерь буквально через несколько дней после того, как несколько десятков
голландских евреев были казнены за подготовку побега. Восемьдесят советских
военнопленных должны были выполнять их работу и строить новые бараки.
Печерский опирался на подпольное движение,
которое было организовано польскими узниками. Основной фигурой являлся Леон
Фельдхендлер. Подполье главной своей целью видело распространение информации о
положении на фронтах, о поражениях немцев, однако любые попытки оказывать
сопротивление или сбежать сдерживал принцип коллективной ответственности
узников. Они не умели обращаться с оружием.
Прибытие
Печерского с группой военнопленных произвело сильный эффект. Выживший Кальмен
Веврык писал: «У них был военный опыт. Они знали всё про ружья, пули и т. д.
Они не побрезгуют рукопашной схваткой». Как и все узники, Веврык был очень
впечатлен Печерским: «Он буквально излучал властную уверенность и контроль».
План Печерского заключался в том, чтобы в
промежутке с 16:00 до 17:00 14 октября 1943 года шестью группами уничтожить как
можно больше эсэсовцев и скрытно завладеть оружием. Затем, в 17:00, общее
построение, все направляются к главным воротам, как если бы таков был приказ
немцев. Первая часть плана удалась: из 17 эсэсовцев были убиты 10. Из 120
охранников (преимущественно – украинцев) около 10 были убиты и более десятка ранены.
Около
17:00, когда должна была начаться вторая часть восстания, один из немцев
заметил труп убитого офицера, началась стрельба. С этого момента восстание
приняло хаотический характер. На этом фоне Печерский обратился на русском языке
к своим товарищам с призывом переходить к открытым действиям. Его речь,
согласно словам выжившего очевидца Томаса Блатта, заканчивалась призывом:
«Вперед, товарищи! За Сталина! Смерть фашистам!». Выживший Кальмен Веврык также
упоминает Сталина – «Ура, за Сталина!» – и заявляет: «Сталин был нашим Богом
тогда; каждый еврей искал в Сталине своего спасителя. Сначала один человек,
затем двадцать и, наконец, многие-многие другие закричали: “Ура, за
Сталина!”».
В лагере
было порядка 550 узников, 150 из них не захотели или не смогли бежать
(последние – те, кто работал в лагере 3), порядка 70 погибли при побеге. Таким
образом, 320 человек бежали из Собибора, около 150 поймали немцы, еще 90 убиты
польскими националистами. В итоге выжило 53 человека.
ПОСЛЕ
СОБИБОРА
После восстания и побега лагерь был немедленно
закрыт и снесен по приказу Гиммлера.
19 октября
официально была завершена операция «Рейнхард» – программа по уничтожению
евреев. Ее руководитель генерал Одило Глобочник докладывал, что на ее
проведение затратили 12 миллионов рейхсмарок, а общая прибыль составила 179
миллионов рейхсмарок. Личный состав был награжден военными орденами, а
руководство было переброшено в оккупированную Италию для уничтожения местных
евреев. Поскольку верхушка СС понимала, что война фактически проиграна, то всех
основных участников направляли в районы наиболее опасные из-за партизанского
движения. Многие чины СС, ответственные за убийства в Собиборе, погибли.
После войны бывшие руководители и охранники
пытались бежать или скрыться, со временем их арестовывали. Так, в 1965–1966
годах в Гааге прошел крупный процесс над 12 охранниками СС из Собибора. Только
один, фельдфебель Карл Френцель, был приговорен к пожизненному заключению, еще
четыре – к разным срокам (от 3 до 8 лет), остальные оправданы. И только один из
12 признал свою вину. Комендант капитан Франц Штангель, который дольше всех
возглавлял Собибор, сумел бежать в Бразилию вместе с фельдфебелем Густавом
Вагнером (в Собиборе он фактически командовал всем сержантским составом,
отличался особой жестокостью). Штангеля арестовали в 1967 году, он умер в
тюрьме от сердечного приступа, а вот Вагнера выдать отказались. В 1980 году он
покончил с собой.
Наиболее
активно с пособниками нацистов боролись в СССР. В 1962 году в Киеве состоялся
закрытый процесс над одиннадцатью украинцами, которые служили в охране. Их всех
приговорили к расстрелу.
ЧЕТЫРЕ МИФА
ОБ АЛЕКСАНДРЕ ПЕЧЕРСКОМ
Миф 1: в СССР подвиг узников Собибора
замалчивался
Практически сразу после освобождения Красной
Армией Восточной Польши сведения о лагере смерти в Собиборе стали появляться в
армейских донесениях, а чуть позже – и в армейской и центральной печати. Первой
из центральных газет о лагере смерти рассказала «Комсомольская правда» еще 2
сентября 1944 года (статья «Фабрика смерти в Собибуре»). Потом были другие
статьи: «Восстание в лагере смерти – Собибур» («Комсомольская правда», 1945),
«Конец Собибура» («Комсомольская правда», 1962), «Страшная тень Собибура»
(«Красная звезда», 1963). Нужно учесть, что публикация в центральной газете
имела тогда совсем другой вес, чем сейчас.
После
публикаций начала 60-х годов нашлись бывшие узники Собибора, проживавшие в
СССР. Семеро здравствовавших тогда участников восстания стали по инициативе
Печерского собираться раз в пять лет у него в Ростове-на-Дону или у одного из
товарищей.
Выходили
книги: А. Печерский «Восстание в Собибуровском лагере», 1945; В. Томин, А.
Синельников «Возвращение нежелательно», 1964. О восстании в Собиборе
рассказывалось в основополагающих монографиях, посвященных Великой
Отечественной войне, в вузовских учебниках истории. В это время за рубежом (за
некоторым исключением Польши) о Собиборе не писали практически ничего. Так
получилось, что история собиборского восстания оказалась неудобной в разных
странах по разным причинам. Подмандатная Палестина, а затем и новорожденное
Государство Израиль лепили образ «нового еврея», ничем не напоминающего тех
забитых европейских собратьев, которые покорно и безропотно шли на убой.
Польша была
не готова отвечать на вопрос, каким образом десятки бывших узников Собибора
погибли на ее территории за те несколько месяцев, что разделили восстание и
приход Красной Армии, и почему даже после войны и изгнания немцев в Польше
продолжались еврейские погромы.
Вчерашним
союзникам СССР эта история была тоже не особенно выгодна: началась холодная
война, бывшие друзья стремительно превращались в заклятых врагов, рассказ о
героизме красноармейцев не отвечал потребностям момента. Да и вообще о
нацистских лагерях и погибших евреях тогда на Западе вспоминали не очень охотно
– слишком неприятен был вопрос: как же так получилось, что все годы холокоста
никто ничего не замечал?
Миф 2: к
самому Печерскому относились с недоверием, в Ростове-на-Дону о его подвиге
никто не знал
На
протяжении всей жизни Печерский выступал в школах, библиотеках, домах культуры,
вел активную переписку с журналистами и историками, с узниками за рубежом.
Пока лежал в госпиталях в 1944–1945 годах, он
сотрудничал с Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и
расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, с
Еврейским антифашистским комитетом. Печерский выступал свидетелем на судебном
процессе над бывшими охранниками лагеря Собибор в Киеве (1962 год).
В местной
прессе статьи о нем выходили регулярно. В 1961 году он стал депутатом
Кировского райсовета Ростова. В городе пользовался авторитетом, в областном
краеведческом музее были экспонаты, посвященные восстанию в Собиборе.
Печерский и
другие участники восстания в Собиборе действительно не вошли в основной пантеон
героев Великой Отечественной войны. Но этот пантеон был немногочислен и состоял
в основном из тех, кто погиб на войне. Никакого замалчивания подвига собиборцев
не было, о нем немало писали и говорили.
Миф 3: в
мирной жизни Печерскому приходилось нелегко, он бедствовал
Александр
Печерский родился в 1909 году. В Ростов-на-Дону семья Арона и Софьи Печерских
перебралась из Кременчуга в 1915-м. С 1925 г. Александр учился в музыкальной
школе по классу фортепиано. После школы (согласно военно-учетным документам,
окончил 7 классов) служил в армии. В 1933-м женился. С 1936 г. служил
инспектором хозчасти в финансово-экономическом институте (возможно, просто
числился по хозчасти, запись в учетной карточке военкомата такая: «Ростовский
финансово-экономический институт, руководитель художественной
самодеятельности»). Увлекался театром: с 1931 г. играл в самодеятельном
драматическом коллективе, ставил небольшие пьесы, писал для них музыку. Играл в
шахматы.
В 1944 г. Печерский, находясь после тяжелого
ранения на излечении в подмосковном госпитале, познакомился там со своей второй
женой. С ней он провел всю оставшуюся жизнь. Во многих источниках написано, что
в годы борьбы с «космополитизмом» Печерский был уволен с работы, не мог
трудоустроиться несколько лет до смерти Сталина и жил на иждивении жены. Однако
из недавно обнаруженного в архиве партийного дела Печерского вырисовывается
иная картина. После войны он работал театральным администратором, но в 1952
году попал под суд за мелкое злоупотребление, был приговорен к одному году исправительных
работ и исключен из партии. При этом без работы не оставался, почти сразу
перейдя из Театра музкомедии в кузнечно-механическую артель. Потом до самой
пенсии работал на заводе. И все это время он продолжал работу по сбору и
распространению материалов о трагедии Собибора и подвиге его узников.
Миф 4: и в
наши дни подвиг Печерского остается малоизвестным
После
смерти Печерского в 1990 году в память о нем была установлена мемориальная
доска (2007 год). Вышли новые книги: И. Васильев «Александр Печерский. Прорыв в
бессмертие»; С. Макарова, Ю. Богданова «Герои Собибора. Фотолетопись». В 2013
году вышло два новых документальных фильма, авторы – Л. Млечин и С. Пашков. В
Ростове-на-Дону в 2014 году в честь Печерского появилась именная звезда на
«Проспекте звезд», спустя еще год его именем была названа одна из улиц города –
в микрорайоне Суворовский.
2015 год –
почтовая марка, посвященная восстанию в Собиборе.
2016 год – Президент России наградил
Печерского Александра Ароновича орденом Мужества посмертно.
2017 год –
при участии Российского военно-исторического общества именем Печерского названа
улица в Новой Москве (9-километровый участок автодороги от Боровского шоссе в
сторону Троицка).
Еще из
деятельности РВИО по увековечению имени Александра Печерского: оно присвоено
скорому поезду сообщением Москва – Ростов-на-Дону; на Казанском вокзале в
Москве и в Ростове-на-Дону прошли выставки; в Ростове-на-Дону установлен бюст
героя – у школы, которая носит его имя; подготовлена выставка в Музее Победы;
создан сайт СОБИБОР.ИСТОРИЯ.РФ. Наконец, вышел фильм-памятник «Собибор»
Константина Хабенского, снятый по инициативе Министра культуры России и
Председателя РВИО Владимира Мединского. Самая правильная рецензия на эту
картину: «Фильм тяжелый, но смотреть его надо». ЛИТЕРАТУРА: (Источник
информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vosstaniie-v-sobiborie
)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 14.10.2020