Приложение к ООП НОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов _________И.Р.Ахметова Протокол №1 от «27» 08. 2024 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор С.Н.Барабанщикова Л.И.Аверина Протокол №1 от «29» 08. 2024 г. Приказ №209 от «30»08. 2024г. Подписано цифровой подписью: Аверина Лариса Ивановна Дата: 2024.08.30 18:35:49 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Фантазеры » для обучающихся начальной школы г. Дегтярск, 2024 г Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы. Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности - эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью. Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Фантазеры» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно - эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, перечнем поручений Президента от 25 августа 2021 года Пр-1808 ГС п.2 г-2 «По проведению на регулярной основе всероссийских театральных, спортивных и технологических конкурсов для обучающихся по основным общеобразовательным программам». Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Фантазеры»» Цель программы: Содействие развитию творческой, успешной личности в условиях деятельности театрального объединения. Освоение базовых знаний, умений и навыков по актерскому мастерству, сценической речи и театральной культуре. Расширение спектра специализированных знаний по смежным дисциплинам (ритмопластика, музыка, вокал, танец) для дальнейшего творческого самоопределения, развитие личностных компетенций: ценностносмысловых, общекультурных, учебно- познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых. Цель 1 года обучения: формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к театральному искусству. Освоение базовых знаний, умений и навыков театрального искусства (театр сатиры). Задачи 1 года обучения: Образовательные (предметные): - создание условий для формирования умений и навыков сценической культуры поведения; -создание условий для формирования представлений о русском театре; -познакомить учащихся со структурой театра; -обучить учащихся орфоэпии и правильной дикции; - создание условий для освоения упражнений, формирующих правильную речь; Личностные: - способствовать воспитанию доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками; -научить учащихся преодолевать психологическую «зажатость», боязнь сцены; -способствовать воспитанию творчески активной личности; - способствовать воспитанию интереса к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости на сатиру; Метапредметные: -способствовать развитию мотивации к театральному творчеству; -способствовать развитию потребности к самореализации; -способствовать развитию активности и ответственности. Цель 2 года обучения: создание условий для развития у юного актёра артистической компетенции по средствам спектаклей и создание ситуации успеха в роли члена театрального коллектива. Освоение базовых знаний, умений и навыков в сфере музыкального театра. Задачи 2 года обучения: Образовательные (предметные): - создать условия для формирования представлений о мировых музыкальных театрах; -создать условия для развития хореографических способностей; -создать условия для формирования навыков работы с гримом; -познакомить учащихся с литературно-музыкальной композицией; Личностные: -создание условий для воспитания навыков коллективной творческой деятельности; -помочь учащимся в освоении правильного поведения на сцене; - создание условий для воспитания интереса к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку; Метапредметные: -создание условий для развития мотивации к музыкальному театру; -создание условий для развития потребности в самостоятельности; -создание условий для развития активности и ответственности. Цель 3 года обучения: создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессионально-театральной среде района, области и РФ, их профессионально-личностного самоопределения. Освоение базовых знаний, умений и навыков в драматическом театре. Задачи 3 года обучения: Образовательные (предметные): -создание условий для формирования представлений о теории Станиславского; -познакомить учащихся с театрами древности; -познакомить учащихся с основами драматургии и режиссуры; -создание условий для формирования навыков драматического актерского мастерства; Личностные: - создание условий для воспитания ответственного отношения к результатам своей работы и работы всего коллектива; - помочь учащимся добиться раскрепощённого, естественного поведения на сцене; - создание условий для развития интереса к драматическому театру, - эмоциональной отзывчивости на классическую литературу; Метапредметные: - создание условий для развития мотивации к драматическому театру; - создание условий для развития потребности к самоанализу и саморазвитию; - создание условий для развития активности и ответственности. Место курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Фантазеры»» в учебном плане Состав группы учащихся постоянный. Смена части коллектива происходит по причине болезни, перемены места жительства или изменения интереса детей. Программа составлена на 3 года (1 занятие в неделю по 1 часу), на реализацию курса отводится 34 часа. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Внеурочная деятельность» программы воспитания; в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими деть и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается рабочей программой воспитания. Содержание курса Содержание учебного плана первого года обучения Модуль I. «Театр сатиры и юмора» Вводное занятие: Практика Знакомство с программой 1 года, правилами поведения на занятиях, техникой безопасности в актовом зале. Шоу-игра «Минута славы», для выявления способностей у обучающихся. Работа «за столом»: Практика Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Культура и техника речи: Практика Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор, над органами артикуляции и нормами орфоэпии. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Читка текста. Анализ пьесы. Работа над дикцией и развитием внимательности. Читка текста по ролям. Игры со словами, развивающие связную образную речь. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Ритмопластика: Практика Сценические этюды на воображение. Освоение предлагаемых сценических заданий. Освоение предлагаемых обстоятельств и сценического пространства. Обсуждение предлагаемых обстоятельств пьесы, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Подбор музыки для спектакля. Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Разучивание песен и танцев, необходимых для спектакля. Пластические упражнения. Развитие наблюдательности. Отработка песен и движений танцев. Закрепление песен и танцев. Работа над образом. Анализ мимики лица. Постановка музыкальных номеров. Работа над координацией движений. Отработка музыкальных номеров. Театральная игра: Практика Работа над мимикой при диалоге. Работа с исполнителями главных ролей. Работа над логическим ударением. Работа с исполнителями ролей второго плана. Работа над диалогами и монологами. Работа с массовкой. Отработка спектакля. Репетиция спектакля по действиям. Репетиция всего спектакля. Подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, реквизита, костюмов. Оформление сцены. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля. Основы театральной культуры: Практика История русского театра. Самые известные театры России. Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Современное оформление и технические средства сцены. Тестирование. Содержание учебного плана второго года обучения Модуль II. «Основы музыкального театра» Вводное занятие: Знакомство с программой 2 года, правилами поведения, с инструкциями техники безопасности. Шоу-игра «Голос», для выявления вокальных способностей учащихся. Работа «за столом»: Практика Самые известные музыкальные театры мира. Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей. Деление на логические отрывки. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Тестирование. Культура и техника речи: Практика Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Работа над органами артикуляции. Читка текста по ролям. Речевая гимнастика - скороговорки. Работа над мимикой при диалоге. Работа над дикцией. Работа над логическим ударением. Работа над произношением сложных слов. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Вокал и хореография: Практика Основные позиции ног и рук. Постановка танцевальных композиций. Элементы танцев разных народов, разных жанров: классические и современные. Основные понятия в вокальном искусстве. Прослушивание учащихся. Упражнение на постановку дыхания. Вокализ. Прослушивание вокальных композиций. Постановка музыкальных композиций. Разучивание песен. Пение индивидуально. Пение в дуэте и малой группе. Пение в ансамбле. Модуль III. «Постановка музыкального спектакля» Театральная игра: Практика Подготовка исполнителей главных ролей. Работа с исполнителями ролей второго плана. Работа с массовкой. Работа над танцами и песнями. Разучивание ролей. Постановка вокальнохореографических композиций. Разучивание вокально- хореографических композиций. Отработка сцен спектакля. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля. Основы театральной культуры: Практика Театры Европы и Америки. История и современность. Музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Тестирование. Содержание учебного плана третьего года обучения Модуль IV. «Основы драматического театра» Вводное занятие: Знакомство с программой 3 года, правилами поведения, с инструкциями техники безопасности. Шоу-игра «Быть или не быть», для выявления драматических способностей учащихся. Работа «за столом»: Теория Станиславского. Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. Культура и техника речи: Практика Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Работа над ор Работа над произношением сложных текстов .Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словосочетаниями. Жанры драматического театра: Практика Драма. Мелодрама. Работа над монологами пьесы. Трагедия. Работа над диалогами пьесы. Комедия. Фарс. Работа над текстами в малых группах. Монодрама. Работа над жестами. Работа над сценическим движением. Отработка движений актёров в сложных сценах. Модуль V. «Постановка спектакля» Театральная игра: Практика Работа с исполнителями главных ролей. Работа с исполнителями второстепенных ролей. Работа с массовкой. Постановка мизансцен спектакля. Отработка сцен спектакля. Репетиция первого действия. Репетиция второго действия. Оформление сцены. Репетиция спектакля. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля. Основы театральной культуры: Практика Шекспировский театр. «Моя жизнь в искусстве» Станиславский К.С. Основы драматургии. Тестирование Планируемые результаты Освоение программы внеурочной деятельности «Школьный театр» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы «Школьный театр «Фантазеры»» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению художественных традиций своего края, художественной культуры народов России; стремление развивать и сохранять художественную культуру своей страны, своего края. 2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой художественной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в театральной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно- просветительских акций, праздничных мероприятий. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной театральной деятельности, при подготовке спектаклей, этюдов, постановок. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность наблюдать за природой, людьми, самим собой; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение актерским мастерством; овладение основными способами исследовательской деятельности на текстовом материале произведений, а также на материале доступной аудио- и видеоинформации о различных явлениях театрального искусства, использование специальной терминологии. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы творчества. 9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере театрального искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Школьный театр», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся. 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Школьный театр» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности - театрального мышления, которое связано сформированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе: 1.1. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного художественного произведения; - устанавливать существенные признаки для характеристики образа персонажей, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, других элементов театрального языка; - сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили театрального жанра; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании образа конкретного произведения, жанра, стиля. Базовые исследовательские действия: следовать за персонажем выбранного художественного произведения, «наблюдать» его развитие; - использовать вопросы как инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения; составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач; - проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; 1.3. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с текстом; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей; 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Школьный театр» реализуется, в первую очередь, через певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся - творческий коллектив. Театр - один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий. 2.1. Невербальная коммуникация: воспринимать текст как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание; передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. 2.2. Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с театральным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; 1.2. кс публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. 2.3. Совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия текста художественной литературы; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия; - понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной театральной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями В театре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Школьный театр» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом. 3.1. Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. 3.2. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту. 3.3. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в публичном выступлении; выявлять и анализировать причины эмоций; - понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. 3.4. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате занятий в школьном театре школьники научатся: исполнять роль эмоционально выразительно, создавать образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание; - понимать мировое значение отечественной культуры вообще и театрального исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного театрального искусства; - выступать с монголом, вести диалог, исполняя художественные произведения различных стилей и жанров; - владеть актерским мастерством как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного творчества, чувствовать единение с другими членами творческого коллектива в процессе исполнения спектакля; - владеть навыками дыхания (опора на живот), четко произносить все слова и звуки; - выступать перед публикой, представлять на спектаклях, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной театральной, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни. Планируемые результаты 1 года обучения: Личностные: Должны проявлять: - контактность в отношениях со сверстниками; - доброжелательность; - творческую активность; - эмоциональную отзывчивость на сатиру; - готовность к разнообразной совместной деятельности; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Должны стремиться преодолеть: - психологическую «зажатость»; - боязнь сцены. Предметные: Должны знать: - историю создания русского театра; - современные технические средства сцены и способы оформления сцены; - основные профессии в театре; - чистоговорки и скороговорки; - упражнения на разные группы звуков; Должны уметь: - пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; - создавать образы с помощью жеста и мимики; - читать стихи с выражением; - запоминать большие объемы текста; - входить в образ персонажа и стараться его держать; - исполнять элементарные танцевальные движения и вокальные композиции; Метапредметные: Регулятивные УУД: - приобретение навыков самоконтроля и самооценки; - понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; - планирование своих действий на отдельных этапах работы; - осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; - анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога - позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: - развить интерес к театральному искусству; - освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); - освоить правила проведения рефлексии; - строить логическое рассуждение и делать вывод; Коммуникативные УУД позволяют: - организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; Планируемые результаты 2 года обучения: Личностные: Должны проявлять: - навыки коллективной творческой деятельности; интерес к театральному творчеству; - эмоциональную отзывчивость на музыку; - готовность к разнообразной совместной деятельности; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Должны научиться: - правильно вести себя на сцене; Предметные: Должны знать: - самые известные театры Европы и Америки; - самые известные музыкальные театры мира; - что такое опера, балет и мюзикл; - основы грима и сценического костюма; - упражнения на разные группы звуков, скороговорки; Должны уметь: - пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; - правильно произносить сложные слова; - читать стихи с выражением; - запоминать большие объемы текста; - не терять образ персонажа; - исполнять основные танцевальные движения различных направлений; Метапредметные: Регулятивные УУД: - приобретение навыков самоконтроля и самооценки; - понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; - планирование своих действий на отдельных этапах работы; - осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; - анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога - позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: - развить интерес к театральному искусству; - освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); - сформировать представления о театральных профессиях; - освоить правила проведения рефлексии; - строить логическое рассуждение и делать вывод; - выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: - организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. Планируемые результаты 3 года обучения: Личностные: Должны проявлять: - ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива; - интерес к драматическому искусству; - эмоциональную отзывчивость на классическую литературу; Должны добиться: - раскрепощённого, естественного поведения на сцене; Предметные: Должны знать: - самые известные древние театры; - самые известные драматические театры мира; - что такое Шекспировский театр; - кто такой Станиславский К.С. и смысл его теории; - построение спектакля и сценария к нему; Должны уметь: - пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; - правильно произносить сложные тексты; - читать прозу с выражением; - запоминать большие объемы текста; - не терять образ персонажа; - исполнять основные танцевальные движения старинных танцев; - исполнять вокальные упражнения и романсы; Метапредметные: Регулятивные УУД: - приобретение навыков самоконтроля и самооценки; - понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; планирование своих действий на отдельных этапах работы; осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: - развить интерес к театральному искусству; - освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); - сформировать представления о театральных профессиях; - освоить правила проведения рефлексии; - строить логическое рассуждение и делать вывод; - выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: - организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. - . Тематическое планирование первого года обучения № Тема занятия п/п Модуль I. «Театр сатиры и юмора» Вводное занятие (1 час) 1. Шоу-игра «Минута славы» «Работа за столом» (1 час) 2. Выбор пьесы. Знакомство с кратким сценарием пьесы. Распределение ролей Культура и техника речи (8 часов) 3. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор, над органами артикуляции и нормамиорфоэпии. 4. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. 5-6. Работа над дикцией и развитием внимательности. 7. Читка текста по ролям. 8. Игры со словами, развивающие связную образную речь. 9-10. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Ритмопластика (10 часов) 11. Сценические этюды на воображение. 12. Освоение предлагаемых обстоятельств и сценического пространства. 13. Обсуждение предлагаемых обстоятельств пьесы, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. 14. Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. 15. Разучивание танцев, необходимых для спектакля. 16. Пластические упражнения. Развитие наблюдательности. 17. Отработка движений танцев. 18. Работа над образом. Анализ мимики лица. Кол-во часов Формы и виды деятельности 1 Импровизация, игровая деятельность 1 Беседа Обучающее 1 1 Беседа 2 Обучающее 1 1 Практическое занятие Игра 2 Практическое занятие 1 1 Этюд Игра 1 Беседа 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Этюд 1 1 Практическое занятие Практическое занятие 19. Постановка музыкальных номеров. 20. Отработка музыкальных номеров. Театральная игра (11 часов) 21. Работа с исполнителями главных ролей. 22. Работа над логическим ударением. 23. Работа с исполнителями ролей второго плана. 24. Работа над диалогами и монологами. 25. Работа с массовкой. 26- 28. Отработка сцен спектакля. 1 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 1 1 1 1 3 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 29. Репетиция всего спектакля. 30. Генеральная репетиция. 31. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля. Основы театральной культуры (3 часа) 32. История русского театра. Самые известные театры России. 33. Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник,гример. 34. Современное оформление и технические средства сцены. 1 1 1 Репетиция Репетиция Показ Беседа 1 Теоретическое занятие Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 1 Тематическое планирование второго года обучения № Тема занятия Кол-во Формы и виды деятельности п/п часов Модуль II. «Основы музыкального театра» Вводное занятие (1 час) 1. Шоу-игра «Голос». Выбор пьесы. 1 Импровизация «Работа за столом» (1 час) Распределение ролей. Работа над образом, Беседа 2. обсуждение героев, их характеров. 1 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Культура и техника речи (8 часов) Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. 1 Работа над органами артикуляции. 4. Читка текста по ролям. 1 5. Речевая гимнастика - скороговорки. 1 6. Работа над мимикой при диалоге. 1 7. Работа над дикцией. 1 8. Работа над логическим ударением. 1 9. Работа над произношением сложных слов. 1 10. Воспроизведение в действии отдельных событий и 1 эпизодов. Вокал и хореография (8 часов) 11. Основные элементы классической, народной и 1 современной хореографии. 12. Разучивание танцевальных композиций. 1 Обучающее занятие Основные понятия в вокальном искусстве. 1 Прослушивание учащихся. 14. Упражнение на постановку дыхания. Вокализ. 1 15. Прослушивание вокальных композиций Разбор 1 текстов песен. 16. Пение индивидуально. Разучивание песен. 1 17. Пение в дуэте и малой группе. 1 18. Пение в ансамбле. 1 Модуль III. «Постановка музыкального спектакля» Театральная игра (12 часов) 19. Подготовка исполнителей главных ролей. 1 20. Работа с исполнителями ролей второго плана. 1 21. Работа с массовкой. 1 22. Работа над танцами и песнями. 1 23. Разучивание ролей. 1 24. Разучивание вокально-хореографических композиций. 1 25-26. Отработка сцен спектакля. 2 27-28. Репетиция спектакля. 2 29. Генеральная репетиция. 1 30. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля. 1 Обучающее занятие 3. 13. Обучающее занятие Тренинг Практическое занятие Тренинг Практическое занятие Тренинг Практическое занятие Обучающее занятие Практическое занятие Обучающее занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Репетиция Репетиция Показ Основы театральной культуры (4 часа) 31. Театры Европы и Америки. История и современность. 32. Музыкальный театр. Опера. 33. Музыкальный театр. Балет. 34. Музыкальный театр. Мюзикл. Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие Теоретическое занятие 1 1 1 1 Тематическое планирование третьего года обучения № Тема занятия Кол-во Формы и виды деятельности п/п часов Модуль VI. «Основы драматического театра» Вводное занятие (1 час) 1. Шоу-игра «Быть или не быть». Выбор пьесы 1 Импровизация «Работа за столом» (1 час) 2. Теория Станиславского. Распределение ролей. Работа над 1 Теоретическое занятие, беседа образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. Культура и техника речи (8 часов) 3. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Работа над органами артикуляции. 4. Читка текста по ролям. 5. Речевая гимнастика - скороговорки. 6. Работа над мимикой при диалоге. 7. Работа над дикцией. 8. Работа над логическим ударением. 9. Работа над произношением сложных текстов. 10. Работа со словосочетаниями. Жанры драматического театра (6 часов) 11. Драма. Мелодрама. Работа над монологами пьесы. 1 Обучающее занятие 1 1 1 1 1 1 1 Обучающее занятие Тренинг Практическое занятие Тренинг Практическое занятие Тренинг Тренинг 1 Обучающее занятие Практическое занятие Обучающее занятие Практическое занятие Обучающее занятие Практическое занятие Обучающее занятие Практическое занятие Тренинг 12. Трагедия. Работа над диалогами пьесы. 1 13. Комедия. Фарс. Работа над текстами в малых группах. 1 14. Монодрама. Работа над жестами. 1 15. Работа над сценическим движением. 1 Дата проведения Отработка движений актёров в сложных сценах. 1 Модуль V. «Постановка спектакля» Театральная игра (16 часов) 17. Работа с исполнителями главных ролей. 1 18. Работа с исполнителями второстепенных ролей. 1 19. Работа с массовкой. 1 20. Постановка мизансцен спектакля. 1 21-24. Отработка сцен спектакля. 4 25-26. Репетиция первого действия. 2 27-28. Репетиция второго действия. 2 29. Репетиция спектакля. 1 30. Технический прогон спектакля. 1 31. Генеральная репетиция. 1 32. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля. 1 Основы театральной культуры (2 часа) 33. Шекспировский театр. «Моя жизнь в искусстве» 1 Станиславский К.С. 34. Основы драматургии. Режиссура спектакля и концерта. 1 16. Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Репетиция Репетиция Репетиция Репетиция Репетиция Показ Беседа Обучающее занятие МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:«Просвещение», 1975; 8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995; 9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; 12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970. Интернет-ресурсы: 1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.sht