Приложение к ООП НОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов _________И.Р.Ахметова Протокол №1 от «27» 08. 2024 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор С.Н.Барабанщикова Л.И.Аверина Протокол №1 от «29» 08. 2024 Приказ №209 от «30»08. 2024г. г. Подписано цифровой подписью: Аверина Лариса Ивановна Дата: 2024.08.30 14:53:36 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»" для обучающихся 1-4 классов г. Дегтярск, 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года. Объём часов, отпущенных на занятия: 1 класс - 33 часа 2 класс- 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа, Продолжительность одного занятия 40 минут. Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; учить находить и извлекать информацию из различных текстов; учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Формы и методы работы Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию. Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 КЛАСС Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2 КЛАСС Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 КЛАСС Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 КЛАСС Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. Планируемые результаты освоения предмета Программа обеспечивает достижение следующих результатов. личностных, метапредметных Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 2 КЛАСС Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 КЛАСС Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4 КЛАСС Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. № ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Содержание программного материала Кол-во часов Блок «Читательская грамотность» 1. 2. Виталий Бианки. Хвосты Русская народная сказка. Теремок 1 1 3. 4. 5. Владимир Сутеев Умелые руки Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Русская сказка. Петушок и бобовое зернышко Русская сказка. Каша из топора Русская народная сказка.Лиса и журавль Евгений Пермяк. Торопливый ножик Блок «Математическая грамотность» 1 1 1 9. 10. Русская народная сказка.Курочка Ряба Русская народная сказка.Колобок 1 1 11. 12. Русская народная сказка.Репка 1 Русская народная сказка.Волк и семеро 1 козлят Русская народная сказка. Сестрица 1 Аленушка и братец Иванушка 6. 7. 8. 13. 1 1 1 1 1 1 1 1 27 А. Толстой. Приключение Буратино А. Толской. Приключение Буратино С. Михалков.Как мужик корову продавал Лесной банк Русская народная сказка. Вершки и корешки Русская народная сказка. Лисичка со скалочкой Блок «Естественно-научная грамотность» Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик 28 29 Про репку и другие корнеплоды Плывёт, плывёт кораблик 1 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 2425 26 (цифровые) https://uchi.ru/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram 1 1 1 Русская народная сказка. Три медведя. Русская народная сказка. Лиса и волк Русская народная сказка. Два жадных медвежонка Блок «Финансовая грамотность» К. Чуковский. Муха Цокртуха. К. Чуковский. Муха Цокртуха. 14. 15. 16. Электронные образовательные ресурсы 1 1 https://uchi.ru/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram https://uchi.ru/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram 2 1 https://uchi.ru/lp/funcgram 1 https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram 30 Снегурочка 31 Как делили апельсин 3233 Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 2 33 1. 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Содержание программного материала Кол-во часов Михаил Пришвин.Беличья память 1 Про беличьи запасы 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. Беличьи деньги Про белочку и погоду И. Соколов- Микитов. В берлоге Медвежье потомство Повреждённые и фальшивые деньги Лесные сладкоежки 1 1 1 1 1 1 9. Лев Толстой. Зайцы 1 10. Про зайчат и зайчиху 1 11 12 13 Банковская карта Про Зайчишку и овощи Николай Сладков. Весёлая игра 1 1 1 14 15 16 17 18 Лисьи забавы Безопасность денег на банковской карте Лисьи норы Обыкновенные кроты Про крота 1 1 1 1 1 19 20 21 Про кредиты Корень - часть растения Эдуард Шим.Тяжкий труд 1 1 1 22 23 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. 33. Про ежа Про вклады Занимательные особенности яблока Полевой хомяк Про полевого хомяка Ловушки для денег Про хомяка и его запасы Про бобров Бобры- строители Такие разные деньги Материал для плотин Позвоночные животные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 34. Встреча друзей ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1 ПО 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchi.ru/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram ПРОГРАММЕ 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Содержание программного материала Кол-во часов Блок «Читательская грамотность» Про дождевого червяка 1 2. Кальций 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сколько весит облако? Хлеб - всему голова Про мел Про мыло История свечи Магнит Блок «Математическая грамотность» 1 1 1 1 1 1 9. Дождевые черви 1 10. Полезный кальций 1 11. 12. 13. 14. Про облака Про хлеб и дрожжи Мел Чем интересно мыло и как оно «работает» Про свечи Волшебный магнит Проверь себя Материал, изученный в первом полугодии. Блок «Финансовая грамотность» 1 1 1 1 № 15. 16. 17. 18. 19 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш На что тратятся семейные деньги? Виды расходов На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Как сэкономить семейные деньги? (цифровые) https://www.google.com/url?q=https://uchi.r u/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram https://www.google.com/url?q=https://uchi.r u/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram 1 1 1 1 1 Что такое «бюджет»? Семейный бюджет Электронные образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 1 1 https://www.google.com/url?q=https://uchi.r u/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram 27. Блок «Естественно-научная грамотность» Расходы и доходы бюджета 1 28. Планируем семейный бюджет 1 29. Подсчитываем семейный доход 1 30. 31. Пенсии и пособия Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы 32. Подсчитываем расходы 33. Расходы на обязательные платежи 34. Проверь себя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № 1 1 1 1 1 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Содержание программного материала Кол-во Электронные часов образовательные ресурсы Блок «Читательская грамотность» 1. Старинная женская одежда 1 2. Старинные женские головные уборы 1 3. Старинная мужская одежда и головные 1 уборы Жилище крестьянской семьи на Руси 1 4. 5. 6. 7. Внутреннее убранство обихода русской избы Внутреннее убранство обихода русской избы История посуды на Руси и предметы 1 и предметы 1 9. 10. Болгарский перец 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Картофель Баклажан. Семейство Паслёновые Лук Капуста Горох Грибы Творческая работа Блок «Финансовая грамотность» Потребительская корзина 1 1 1 1 1 1 1 18. (цифровые) https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun gram https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/ lp/funcgram 1 Какие деньги были раньше в России 1 Блок «Естественно-научная грамотность» Томат 1 8. https://www.google.com/url?q=https://uchi.r u/lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu ngram 1 https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun gram https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/ lp/funcgram https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun 19 20. 1 Потребительская корзина Прожиточный минимум 1 1 1 1 1 1 26. Инфляция Распродажи, скидки, бонусы Распродажи, скидки, бонусы Благотворительность Страхование Блок «Естественно-научная грамотность» В бассейне 27. Делаем ремонт 1 21. 22. 23. 24. 25. Делаем ремонт Праздничный торт Обустраиваем участок Поход в кино Поход в кино Отправляемся в путешествие Составляем словарик по финансовой грамотности ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. gram https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/ lp/funcgram 1 https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun gram https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/ lp/funcgram 1 1 1 1 1 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна грамотность. 1 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022 2. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна грамотность. 2 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022 3. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна грамотность. 3 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022 4. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна грамотность. 4 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022 . Функциональная . Функциональная . Функциональная . Функциональная МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1.Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. 2.Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. 3.Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. 4.Функциональная грамотность. 4 класс. М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. Программа внеурочной деятельности / 1. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 2. ЯУчитель – программа развития педагогов «Курс Функциональная грамотность: развиваем в школе» https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram 3.Учи.ру https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/lp/funcgram