Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы функциональной грамотности

Приложение к ООП НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных
классов _________И.Р.Ахметова
Протокол №1 от «27» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
С.Н.Барабанщикова
Л.И.Аверина
Протокол №1 от «29» 08. 2024 Приказ №209 от «30»08. 2024г.
г.
Подписано
цифровой
подписью:
Аверина
Лариса
Ивановна
Дата:
2024.08.30
14:53:36 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Основы функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»"
для обучающихся 1-4 классов

г. Дегтярск, 2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для
1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения
и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к
чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и
самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного,
знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения,
навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих
функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую
грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей,
участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа,
4 класс - 34 часа,
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного
функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;

совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

учить находить и извлекать информацию из различных текстов;


учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;

развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;

обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;

воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;

учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются:
литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты,
олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими
периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по
математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных
демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в
соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с
содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по
естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные технологии
деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического
мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных
стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах,
в группах, а также индивидуальное исполнение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и
её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 КЛАСС
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений,
виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей:
кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет,
заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук,
капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений,
условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины,
прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками,
умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих
результатов.

личностных,

метапредметных

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;

репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать
выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;


в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать
основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и
духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать,
максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны:
использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы,
необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые
высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать
проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены
средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы,
используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и
записывать результаты решения.
Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно
использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь
правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах;уметь
проводить элементарных финансовых расчётов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.

2 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Содержание программного материала
Кол-во
часов
Блок «Читательская грамотность»

1.
2.

Виталий Бианки. Хвосты
Русская народная сказка. Теремок

1
1

3.
4.
5.

Владимир Сутеев Умелые руки
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Русская сказка. Петушок и бобовое
зернышко
Русская сказка. Каша из топора
Русская народная сказка.Лиса и журавль
Евгений Пермяк. Торопливый ножик
Блок «Математическая грамотность»

1
1
1

9.
10.

Русская народная сказка.Курочка Ряба
Русская народная сказка.Колобок

1
1

11.
12.

Русская народная сказка.Репка
1
Русская народная сказка.Волк и семеро 1
козлят
Русская народная сказка. Сестрица 1
Аленушка и братец Иванушка

6.
7.
8.

13.

1
1
1

1
1
1
1
1

27

А. Толстой. Приключение Буратино
А. Толской. Приключение Буратино
С. Михалков.Как мужик корову продавал
Лесной банк
Русская народная сказка. Вершки и
корешки
Русская народная сказка. Лисичка со
скалочкой
Блок
«Естественно-научная
грамотность»
Русская народная сказка. Сестрица
Аленушка и братец Иванушка
Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик

28
29

Про репку и другие корнеплоды
Плывёт, плывёт кораблик

1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
2425

26

(цифровые)

https://uchi.ru/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

1
1
1

Русская народная сказка. Три медведя.
Русская народная сказка. Лиса и волк
Русская народная сказка. Два жадных
медвежонка
Блок «Финансовая грамотность»
К. Чуковский. Муха Цокртуха.
К. Чуковский. Муха Цокртуха.

14.
15.
16.

Электронные
образовательные ресурсы

1
1

https://uchi.ru/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

https://uchi.ru/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

2

1

https://uchi.ru/lp/funcgram

1

https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

30
Снегурочка
31
Как делили апельсин
3233
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
2
33

1.
2.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Содержание программного материала
Кол-во
часов
Михаил Пришвин.Беличья память
1
Про беличьи запасы
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Беличьи деньги
Про белочку и погоду
И. Соколов- Микитов. В берлоге
Медвежье потомство
Повреждённые и фальшивые деньги
Лесные сладкоежки

1
1
1
1
1
1

9.

Лев Толстой. Зайцы

1

10.

Про зайчат и зайчиху

1

11
12
13

Банковская карта
Про Зайчишку и овощи
Николай Сладков. Весёлая игра

1
1
1

14
15
16
17
18

Лисьи забавы
Безопасность денег на банковской карте
Лисьи норы
Обыкновенные кроты
Про крота

1
1
1
1
1

19
20
21

Про кредиты
Корень - часть растения
Эдуард Шим.Тяжкий труд

1
1
1

22
23
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31
32.
33.

Про ежа
Про вклады
Занимательные особенности яблока
Полевой хомяк
Про полевого хомяка
Ловушки для денег
Про хомяка и его запасы
Про бобров
Бобры- строители
Такие разные деньги
Материал для плотин
Позвоночные животные

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№

34.
Встреча друзей
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

1
ПО 34

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
https://uchi.ru/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

ПРОГРАММЕ

1.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Содержание программного материала
Кол-во
часов
Блок «Читательская грамотность»
Про дождевого червяка
1

2.

Кальций

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Сколько весит облако?
Хлеб - всему голова
Про мел
Про мыло
История свечи
Магнит
Блок «Математическая грамотность»

1
1
1
1
1
1

9.

Дождевые черви

1

10.

Полезный кальций

1

11.
12.
13.
14.

Про облака
Про хлеб и дрожжи
Мел
Чем интересно мыло и как оно
«работает»
Про свечи
Волшебный магнит
Проверь себя
Материал,
изученный
в
первом
полугодии.
Блок «Финансовая грамотность»

1
1
1
1

№

15.
16.
17.
18.

19
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?

(цифровые)

https://www.google.com/url?q=https://uchi.r
u/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

https://www.google.com/url?q=https://uchi.r
u/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

1
1
1
1

1
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет

Электронные
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
1
1

https://www.google.com/url?q=https://uchi.r
u/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

27.

Блок
«Естественно-научная
грамотность»
Расходы и доходы бюджета
1

28.

Планируем семейный бюджет

1

29.

Подсчитываем семейный доход

1

30.
31.

Пенсии и пособия
Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы
32.
Подсчитываем расходы
33.
Расходы на обязательные платежи
34.
Проверь себя
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
№

1
1
1
1
1
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Содержание программного материала
Кол-во
Электронные
часов
образовательные ресурсы
Блок «Читательская грамотность»

1.

Старинная женская одежда

1

2.

Старинные женские головные уборы

1

3.

Старинная мужская одежда и головные 1
уборы
Жилище крестьянской семьи на Руси
1

4.
5.
6.
7.

Внутреннее убранство
обихода русской избы
Внутреннее убранство
обихода русской избы
История посуды на Руси

и

предметы 1

и

предметы 1

9.
10.

Болгарский перец

1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Картофель
Баклажан. Семейство Паслёновые
Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая работа
Блок «Финансовая грамотность»
Потребительская корзина

1
1
1
1
1
1
1

18.

(цифровые)

https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun
gram
https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/
lp/funcgram

1

Какие деньги были раньше в России
1
Блок
«Естественно-научная
грамотность»
Томат
1

8.

https://www.google.com/url?q=https://uchi.r
u/lp/funcgram
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fu
ngram

1

https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun
gram
https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/
lp/funcgram

https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun

19
20.

1
Потребительская корзина
Прожиточный минимум

1
1
1
1
1
1

26.

Инфляция
Распродажи, скидки, бонусы
Распродажи, скидки, бонусы
Благотворительность
Страхование
Блок
«Естественно-научная
грамотность»
В бассейне

27.

Делаем ремонт

1

21.
22.
23.
24.
25.

Делаем ремонт
Праздничный торт
Обустраиваем участок
Поход в кино
Поход в кино
Отправляемся в путешествие
Составляем словарик по финансовой
грамотности
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

gram
https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/
lp/funcgram

1

https://yandex.ru/promo/education/specpro/fun
gram
https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/
lp/funcgram

1
1
1
1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна
грамотность. 1 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022
2. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна
грамотность. 2 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022
3. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна
грамотность. 3 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022
4. Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна
грамотность. 4 класс.Тренажер для школьников – М.: Планета, 2022

. Функциональная
. Функциональная
. Функциональная
. Функциональная

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
2.Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
3.Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.

4.Функциональная грамотность. 4 класс.
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.

Программа

внеурочной

деятельности

/

1. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
2. ЯУчитель – программа развития педагогов «Курс Функциональная грамотность:
развиваем в школе» https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
3.Учи.ру https://www.google.com/url?q=https://uchi.ru/lp/funcgram


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».