Положение о наставничестве

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Принято
решением Педагогического совета
"01"декабря 2020г.
протокол №2

Утверждено
Директор МАОУ "СОШ №16"
_____________ Л.И.Аверина
приказ №219а-ОД от 1.12.2020г.

Учтено мнение Совета учащихся от 27 ноября 2020г.

Положение о наставничестве
в МАОУ "СОШ №16"

г. Дегтярск 2020

1

Подписано
цифровой
подписью:
Аверина
Лариса
Ивановна
Дата: 2021.02.12
18:07:35 +05'00'

1.1.

1.2.

1.
Общие положения
Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «
Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих
деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися», паспортами региональных проектов
«Современная школа», «Успех каждого ребенка», утвержденных протоколом
заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным
стратегическим проектам свердловской области от 17.12.2018 №18, письмом
Министерства образования и молодежной политики от 22.09.2020 № 02-0181/10670 «О внедрении целевой модели наставничества», приказом Управления
образования ГО Дегтярск от 23 сентября 2020 г. № 114 «О внедрении целевой
модели наставничества в общеобразовательных организациях городского округа
Дегтярск»
Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого,
регламентирует
взаимоотношения
между
участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.
2.8.

Основные понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформальное общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор
сотрудник
школы,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами
(делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает помощь,
организует стажировки и т.д.).
2

3.
3.1.

3.2.









Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов.
Основными задачами школьного наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление
персонифицированного
учета
обучающихся,
молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества,
в
формате
непрерывного
образования.
4.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

4.5.

4.6.

Цели и задачи наставничества

Организационные основы наставничества

Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора школы по учебно – воспитательной работе.
Куратор Целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков будущих участников программы.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
 проявившие выдающиеся способности;
 демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
 с ограниченными возможностями здоровья;
 попавшие в трудную жизненную ситуацию;
 имеющие проблемы с поведением;
 не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Наставляемыми могут быть педагоги:
 молодые специалисты;
 находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
 находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
 желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.

3

4.8. Наставниками могут быть:
 обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
 педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
 родители обучающихся – активные участники родительских советов;
 выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
 сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
 успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
 ветераны педагогического труда.
4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в Целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных
от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной
основе.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5.
5.1.

5.2.

5.3.





5.4.
5.5.

Реализация Целевой модели наставничества.

Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в Целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель –
учитель», «Работодатель – ученик».
Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик» «Учитель –
учитель», «Работодатель – ученик» на ученической конференции, педагогическом
совете и родительском совете.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый.
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного
года.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи – планировании.

4

6.
6.1.

6.2.


6.3.
6.4.
6.5.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

7.

Обязанности наставника:

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ «СОШ №16», определяющих права и
обязанности.
7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
7.3.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
7.4.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения
и открытого диалога.
7.5. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает
с ним долгосрочную перспективу и будущее.
7.6. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
указывает на риски и противоречия.
7.7. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
7.8. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку.
7.9. Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного
и
профессионального кругозора
7.10. Подводить итоги наставнической программы с предложениями и выводами.
7.1.

8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.

Права наставника:

Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
Проходить обучение, получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.

5

9.1.

9.2.
9.3.

9. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ «СОШ №16», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничеста.
10. Права наставляемого:

10.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
10.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
10.3. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
10.4. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
10.5. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.









Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник
года".
Создание на школьном сайте методической копилки с программами
наставничества.
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Благодарственные письма на предприятия и организации наставников.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.


12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
 настоящее Положение;
 приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
 Целевая модель наставничества в МАОУ «СОШ № 16».
 Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ «СОШ № 16».
 Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества
МАОУ «СОШ № 16».
 Приказ об организации «Школы наставников» с утверждение программ и
графиков обучения наставников.
 Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
 Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой
модели наставничества»
 протокол заседаний педагогического, методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».