Рабочая программа курса внеурочной деятельности В мире книг

Приложение к ООП НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных
классов _________И.Р.Ахметова
Протокол№1 от «28» 08. 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
С.Н.Барабанщикова
Л.И.Аверина
Протокол№1 от «29» 08. 2023 г. Приказ№181 от «30»08. 2023г.
Подписано
цифровой
подписью:
Аверина Лариса
Ивановна
Дата: 2023.08.30
18:32:39 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире книг»
для обучающихся 1-4 классов 

















г. о. Дегтярск, 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» для 1-4 классов
составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, ООП НОО школы, а также
ориентирована на целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
воспитанию ученика-читателя. Занятия помогают решать задачи эмоционального творческого,
литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического
воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.
Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы внеурочной
деятельности «В мире книг» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках
литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Цели изучения курса «В мире книг»
– становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в
успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное
или прочитанное произведение;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных
умений.
Ценностные ориентиры
Содержание программы курса «В мире книг» создает возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к
восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,
внимание, воображение
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к
классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми
универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,
личностными) и читательскими умениями.
Программа курса– это создание условий для использования полученных знаний и умений на
уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания
занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать,
получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий
(справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят
начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими
периодическими и электронными изданиями.
Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями
своего края, уроки-спектакли и т.д.
Программа рассчитана на 4 года с проведением занятий 1 раз в неделю в каждом классе. В
первом классе – 33 занятия, во 2-4 классах по 34 часа. Всего 135 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление).
Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация(определение темы и
жанра). Классификация книг по темам и жанрам(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в
библиотеке.
Книги о Родине и родной природе
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание,
чтение или слушание).
Писатели детям
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л.
Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М.
Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными
произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В.
Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об
авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение
историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы
«Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных
изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник ис-торий. Герои книги.
Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт
произведение в книге?» Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева
«Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги
героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков«Фома», Е. Благинина
«Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных
Книги-сборники о животных.Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание,
рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь
животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.
Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила
работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога.
Работа с каталожной карточкой.Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носоваи других детских
писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В.
Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты
«Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из
рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс
«Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников.
Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и
обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная
карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка»,
японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры
произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.
Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по
учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о
семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны,
которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его
твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки.
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал.
Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи
одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист,
аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров
произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.
Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация,
иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»:
оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь
животных». Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов
Л.Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В.
Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии,
споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для
детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в
группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение
содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка
в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов,
оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели
газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов»,
«Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
4 класс (34 ч)
Страницы старины седой
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и
прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный
сын».Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с
собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях.
Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение
скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с
собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка
книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П.
Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова
«Конёк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись
«Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворениеА.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках
(проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…»
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования
библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям,
авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии.
Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи
русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими»
сюжетами.
Книги о детях и для детей
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка
Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурскроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного
города».
Словари, справочники, энциклопедии
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов,
этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках.
Родные поэты
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи
о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»:
чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у
Сетон-Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса «В мире книг» достигаются в процессе
единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы курса отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других
народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской
литературы и творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
1) освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных
качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального
статуса, вероисповедания;
2) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
3) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
4) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
1) проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
2) приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;

3) понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
1) бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
2) неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
1) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
2) потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса в начальной школе у обучающихся будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
1) сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
2) объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
3) определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;
4) находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной(практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
6) устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
1) определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
2) формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
3) сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
4) проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

6) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации;
2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
4) соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
5) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
6) самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
7) готовить небольшие публичные выступления;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
1) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4) ответственно выполнять свою часть работы;
5) оценивать свой вклад в общий результат;
6) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы курса отражают специфику содержания
учебного курса, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
1)
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
2)
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

3)
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
4)
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста
пo плану под руководством взрослого.
5)
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная /
отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на
контекст.
Получат возможность научиться:
1)
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
2)
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
3)
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в
собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
1)
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной
задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в художественных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
2)
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
3)
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
4)
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать
и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
5)
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему
и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять
план текста (вопросный, номинативный);
6)
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь
между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
7)
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
8)
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
9)
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать
жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
10)
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица
героя, от третьего лица;
11)
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
12)
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее
5 предложений);
13)
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации,
иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
14)
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

15)
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
1)
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в художественных произведениях отражение нравственных
ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
2)
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные
виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
3)
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе неменее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
4)
различать художественные произведения и познавательные тексты;
5)
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
6)
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и
художественным текстам;
7)
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать
тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять
связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
8)
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки
по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
9)
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение
автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения
героев(портрет), описание пейзажа и интерьера;
10)
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
11)
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
12)
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из
текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
13)
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
14)
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
15)
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие
эпизоды из произведения;
16)
составлять
устные
и
письменные
высказывания
на
основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8
предложений), корректировать собственный письменный текст;
17)
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
18)
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение
прочитанного произведения;
19)
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
20)
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

21)
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные
ресурсы, включённые в федеральный перечень.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
1)
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно
(передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в
соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное,
ознакомительное, просмотровое).
2)
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного
и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и
письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к
прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по
прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает,
определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
3)
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа,
интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ
повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный,
цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного
произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
4)
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи
выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
5)
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№

Содержание программного материала

1.

Учебные книги первоклассника. Правила работы с
книгой.
Художественные книги. Большеформатная книга в
типовом оформлении (книга-произведение).
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила
поведения в библиотеке.
Книги о Родине и природе.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Элементы книги. Книга-произведение и книгасборник.
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
Книги современных писателей о детях.
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники
«Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные
игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники,
книги-произведения).
В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

Колво ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://resh.edu.ru/subject/lesson/737
4/start/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://resh.edu.ru/

1

Библиотека ЦОК

13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Народные сказки (цепочки). Инсценирование
знакомых сказок.
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним
произведением.
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н.
Толстой «Приключения Буратино».
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино». Книга историй и приключений героевкукол. Инсценированиеотдельных историй.
Книги С. Маршака. Выставка книг.
Книги-сборники произведений К. Чуковского.
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных
изданиях.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
В гостях у сказки.
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
Дети — герои книг детских писателей.
Литературная игра «Вопросы и ответы».
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
По страницам любимых книг. Выставка книг.

1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://resh.edu.ru/
http://nachalka.info/demo?did=1001
902&lid=1005521
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://resh.edu.ru

1
1
1
1

https://pedsovet.su/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
2
1
1
33

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
РЭШ https://resh.edu.ru/subject
РЭШ https://resh.edu.ru/subject
РЭШ https://resh.edu.ru/subject
РЭШ https://resh.edu.ru/subject

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№

Содержание программного материала

1.
2.

Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая печатная книга на
Руси.
Структура книги (элементы книги).
Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную,
городскую).
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный
каталог.
Каталожная карточка.
Выставка книг о детях. Структура книги.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги Н. Носова. Типы книг.
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга
«Пословицы о книге и учении».
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Колво ч
1
1

https://resh.edu.ru/subject
http://nachalka.com

1
1

http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject

1

http://nsc.1september.ru/urok

1
1
1
1
1
1
1

http://nsc.1september.ru/urok
https://resh.edu.ru/subject

1
1
1

http://nachalka.com
http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject
Сайт «Я иду на урок начальной
школы»: http://nsc.1september.ru/ur
ok
https://resh.edu.ru/subject

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.

Скороговорки и чистоговорки.
Книги с литературными (авторскими) сказками.
Писатели-сказочники.
Герои сказок. Викторина.
По страницам сказок Х.К. Андерсена.
Проектная деятельность «Путешествие в страну
сказок».
Книги о детях. Выставка книг.
Герои книг В. Осеевой.
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и
его друзьях.
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
Книги о братьях наших меньших. Художникиоформители.
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1
1
2
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject
http://nsc.1september.ru/urok
http://nsc.1september.ru/urok
https://resh.edu.ru/subject

1
1
1

http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject
http://nsc.1september.ru/urok

1
1

https://resh.edu.ru/subject

1

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики,
пересказчики и обработчики народных сказок.
Народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о семье.
Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и
его твёрдом слове».

1

Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru
. .http://www.voron.boxmail.biz -

2
1
1
1

.http://www.voron.boxmail.biz http://nachalka.com
http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject

http://nachalka.com

34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№

Содержание программного материала

1.
2.
3.
4.
5.

Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Первые книги. Библия. Детская библия.
Летописи. Рукописные книги.
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С.
Пушкина».
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм «Умная дочь
крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»).
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат
книги-сборника.

6.
7.

Колво
часов
1
1
1
1
1

http://nachalka.com
http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject
http://nachalka.com
http://nachalka.com

1
1

https://resh.edu.ru/subject

1
1

https://resh.edu.ru/subject

11.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого.
Сборники басен.
Русские баснописцы. Басни с «бродячими»
сюжетами.
Герои басен. Инсценирование басен.

Сайт «Я иду на урок начальной
школы»: http://nsc.1september.ru/ur
ok
https://resh.edu.ru/subject

1

12.

Родные поэты.

1

Сайт «Я иду на урок начальной
школы»: http://nsc.1september.ru/ur
ok
https://resh.edu.ru/subject

8.

9.
10.

1

1

14.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.
Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
Проект «Краски и звуки поэтического слова».

15.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

16.

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских
народных сказок.
Книги-сборники произведений о животных. Каталог,
каталожная карточка.
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к
рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк».
Переводчики рассказа. Отзыв.
Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети — герои книг. Типы книг.
Книги-сборники произведений о детях.
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг
— твоих сверстниках».
Книги зарубежных писателей.
Библиографический справочник: отбор информации о
зарубежных писателях.
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из
города». Аннотация.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети
войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий,
оформление «Книги памяти»).
Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой
в читальном зале.
Детские газеты и журналы. История создания
журнала «Мурзилка» и др.
Электронные периодические издания: «Детская
газета», журнал «Антошка» и др.
Создание классной газеты «Книгочей».

1

1

https://resh.edu.ru/subject

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я
знаю о книге?». Словарь книгочея.

1

https://resh.edu.ru/subject

34

https://resh.edu.ru/subject

13.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32
33.

1

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject
https://resh.edu.ru/subject

1

http://nachalka.com

1

http://nachalka.com

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject
http://nsc.1september.ru/urok
http://nsc.1september.ru/urok
https://resh.edu.ru/subject

1
1

https://resh.edu.ru/subject

1

http://nachalka.com

1
1

http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject

1

http://nsc.1september.ru/urok

2

http://nsc.1september.ru/urok

1

https://resh.edu.ru/subject

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№

Содержание программного материала

1.

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книгисборники.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая
печатная книга на Руси.
Библия. Библейские предания.
Творческая работа: история книги.
Героические песни о героях России. Песня-слава.
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и

2.
3.
4.
5.
6.

Колво ч
1

https://resh.edu.ru/subject

1

https://resh.edu.ru/subject

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject
https://resh.edu.ru/subject
http://nachalka.com

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32
33.

русских солдатах». Справочный материал об А.В.
Суворове.
Русь великая в произведениях фольклора.
День народного единства: презентация рукописной
книги и постеров (стендов) о героях России.
Мифы народов мира. Книги-сборники.
Мифологические герои.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
Книги со сказками русских писателей-классиков.
Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Исторические (фольклорные) корни литературных
произведений на примере летописи «Вещий Олег» и
«Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина
Библиографический справочник: справки о
писателях-сказочниках. Энциклопедии и книгисправочники.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
Библиотека. Первые библиотеки. Правила
пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
Проектная деятельность: создание рукописной книги
«Русские баснописцы».
Дети — герои книг писателей XIX века.
Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго,
Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях».
Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.
«Хранители слов» — словари. Выставка словарей.
Игра- конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.
Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая
работа со справочной литературой.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.
Структура книги.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С.
Есенина, Н. Рубцова и др.
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
Встреча с корреспондентом местной газеты.
Творческая работа: очерк о своей школе, о своём
городе или о любимой книге.
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».
Детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры,
конкурсы, подготовленные презентации.

1
1

http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject

1
1
1
1

http://nsc.1september.ru/urok

1

https://resh.edu.ru/subject

1

http://nsc.1september.ru/urok

1
1

https://resh.edu.ru/subject
http://nachalka.com

1
1

http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject

1
1

http://nsc.1september.ru/urok
http://fcior.ru http://collection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru/subject
http://nsc.1september.ru/urok

https://resh.edu.ru/subject

1

http://fcior.ru http://collection.edu.ru

1
1

http://fcior.ru http://collection.edu.ru
http://fcior.ru http://collection.edu.ru

1

http://nachalka.com

1

https://resh.edu.ru/subject

1
1
1

http://nsc.1september.ru/urok

2

http://fcior.ru http://collection.edu.ru

1
1
1

http://nachalka.com
https://resh.edu.ru/subject
http://nsc.1september.ru/urok

https://resh.edu.ru/subject

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1.«Антошин М.К. Обучение смысловому чтению «Грамотный читатель», Учебное пособие.
ФГОС"Издательство «Просвещение», 2022 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —
М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
2.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие
для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
3.Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А.
И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
4.Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула:Родничок; М.: АСТ, Астрель,
2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
1.
2.
3.
4.

http://fcior.ru http://collection.edu.ru
http://nachalka.com
http://nsc.1september.ru/urok
https://resh.edu.ru/subject


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».