Рабочая программа курса внеурочной деятелбности Школьный театр Фантазеры

Приложение к ООП НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных
классов _________И.Р.Ахметова
Протокол№1 от «28» 08. 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
С.Н.Барабанщикова
Л.И.Аверина
Протокол№1 от «29» 08. 2023 г. Приказ№181 от «30»08. 2023г.

Подписано
цифровой
подписью:
Аверина Лариса
Ивановна
Дата: 2023.08.30
18:39:20 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный театр «Фантазеры »
для обучающихся начальной школы

г. о. Дегтярск, 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьного театра «Фантазеры » составлена на
основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, ООП НОО школы, а также ориентирована
на целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную
жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в
качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно,
что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться
со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески
преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста,
работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают
характер персонажа таким, каким они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую
активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях
деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это
такая кафедра, с которой можно иного сказать миру добра».
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети –
актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал
жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического
«если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и
неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в
значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают
ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание
из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым
ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как
инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом
деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
 в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского
мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку
все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
 в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий,
возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
 в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной
образовательной программы.
 в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру,
умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка,
развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного
ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во
взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение,
подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера
в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через
постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций,
упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных
интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Место курса в учебном плане
Срок реализации 1 год. Согласно учебному плану на изучение курса отводится 34 часа в год (1
час в неделю).
Содержание курса.
1. Вводное занятие, итоговое занятие
 решение организационных вопросов;
 подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания,
воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми
предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение.
Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
3. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной
дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное
сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
4. Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие
свободы и выразительности телодвижений.
5. Основы театральной культуры
система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
6. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
7. Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов
деятельности программы.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
 комбинированный;
 первичного ознакомления материала;
 усвоение новых знаний;
 применение полученных знаний на практике;
 закрепления, повторения;
 итоговое.
Формы организации учебного занятия:
 кружковое занятия;
 соревнование
 концерт;
 экскурсия;

диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра
Программой предусматривается также
 совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
 посещение музеев, выставок;
 творческие конкурсы;
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
 театральные постановки
 игры;
 открытые занятия;
 концерты;
 анкеты;
 фестивали;










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно
оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение
способами самопознания, рефлексии;
приобретение социальных знаний о ситуации
межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты
второго
уровня
(формирование
ценностного отношения
к
социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других
социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной
деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия
со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД.
Личностные результаты.
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания
и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
К концу обучения учащиеся будут знать
 правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
 виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
 наизусть стихотворения русских авторов.
К концу обучения учащиеся будут иметь возможность научиться
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
 произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 подбирать составлять диалог между героями.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и
тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных
часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Тематическое планирование
N п\п
Название раздела

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Вводно-информационный раздел
Основы театральной культуры
Культура и техника речи
Театральная азбука
Ритмопластика
Работа над спектаклем
Подведение итогов
Итого:

Вс
его
часов
4
2
3
8
5
11
1
34

Календарно-тематический план
№
Дата
урока

1

2
3

4

5

6.

7.
8-9

10
11

Тема

Основные понятия

1. Вводно-информационный раздел (4 часа).
Вводное
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра
занятие. Игра
«Театр – экспромт»: «Репка». Понятие «экспромт»
«Репка».
Здравствуй,
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
театр!
Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы.
Театральная
Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную
игра
тему. Понятие «рифма». Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки,
Как вести себя подбирать простейшие рифмы.
на сцене!
Виды
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
театрального
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
искусства
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование
понравившихся диалогов.
2. Основы театральной культуры (2 часа)
Основы
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда
театральной
многих людей различных профессий
культуры
Музыкальные пластические игры и упражнения
Правила
Познакомить детей с правилами поведения в театре
поведения в
Как вести себя на сцене. Правила диалога. Учимся строить диалог с
театре
партнером на заданную тему
3. Культура и техника речи (3 часа)
В мире
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с
пословиц.
пословицами «Объяснялки»
Репетиция сце Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж о
нки «Спящая
школьной жизни»
красвица!»
4. Театральная азбука (8 часов).
Кукольный
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
театр
Театральная
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание

Виды
контроля

текущий

Домаш
нее
задание

Обеспечен
ие урока

Презентац
ия

текущий

соревнова
ние

Презентац
ия

Фонохрест
оматия
Ролевая
игра:
«Мы в
театре»
Интернетресурсы
Показ

Показ
сказки.
Тематиче

азбука.
12
«Сказка,
Театральная игра. Викторина по сказкам
сказка,
приходи».
13-14
Инсценирован Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги
ие сказки.
героев.
«Репка»
15
Театральная
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание,
игра
наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и
«Дед Мороз»
выделять их голосом.
16-17
Инсценирован Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги
ие народных
героев, репетиции, показ. Отработка умения работать с пальчиковыми
сказок.
куклами
5. Ритмопластика (5 часов).
18
Театр в лицах
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала,
распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы
животных с помощью выразительных пластических движений.
22
Театральная
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения,
игра
интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.
6. Работа над спектаклем (11 часов).
23
Просмотр
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев,
видеопьесы
репетиции.
«Встретимся в
день Победы»
24-25
Репетиции пь Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на
есы
развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с содержанием
«Встретимся в сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
день Победы»
26-27
Репетиция
Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ
инсценировки
19-21

Ритмопластика

ский
Презентац
ия
Показ
сказки
текущий

текущий

Текущий

Видеопьес
а

28-32
33

34

«Темная ночь»
Репетиции пь
есы

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции.

Показ пьесы
Выступление перед гостями
«Встретимся в
день Победы»
7. Подведение итогов.
Заключительн Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
ое занятие,
воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Заключит
ельный

Фото и
видео
выступлен
ий в
течении
года

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
2.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
3.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
4.Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001
5.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
6.Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.
7.Михеева
Л.Н.,
Изготовление
реквизита
в
кукольном
театре.
Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
8.Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.
9.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
10.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
11.Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
12.Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших
школьников. – М., 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».