Рабочая программа курса внеурочной деятельности В мире природы

Приложение к ООП НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных
классов _________И.Р.Ахметова
Протокол№1 от «28» 08. 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
С.Н.Барабанщикова
Л.И.Аверина
Протокол№1 от «29» 08. 2023 г. Приказ№181 от «30»08. 2023г.
Подписано
цифровой
подписью:
Аверина Лариса
Ивановна
Дата: 2023.08.30
18:37:24 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире природы»
для обучающихся 4 классов

г. о. Дегтярск, 2023 г









Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире природы» для 1-4 классов
составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, ООП НОО школы, а также
ориентирована на целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа «В мире природы» направлена на обучение детей начальных классов основам
биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному. Направлена
на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и
наблюдательности.
Состоит из в комплексном подходе решения задач обучения, воспитания и развития
экологического образования школьников начальных классов. Курс носит ознакомительный
характер и предполагает при незначительном количестве практических занятий большой объем
занятий с использованием ТСО, инновационных технологий.
Актуальность программы
В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии биологической
культуры у ребенка, необходимость развивать позитивное восприятие окружающей среды.
Программа составлена на основании потребностей детей и предполагает ознакомление с живой
природой.
Цель:
Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки
поиска решения поставленных экологических задач.
Задачи:
Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с
природой
Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира
Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути ее решения
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований
Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки
исследовательского поиска
Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придает программе особую роль
— развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность, способствует
углубленному изучению основ биологии.
Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа в год, во 2-4 классах на 34 часа в год. На
изучение курса «В мире природы» в 4 классе отводится по 1часу еженедельно.
Содержание программы
Основная часть курса «В мире природы» включает в себя несколько разделов:
Введение в экологию.
Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного
отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
«Молчаливые соседи».
На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами
позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей
познавательный интерес.
«Пернатые друзья».
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности.
Поэтому на этих уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций,
целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов,
загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения,
знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц
зимой, трудности, которые они испытывают в это время.
«О чем шепчут деревья».







Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на
деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он
сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как
суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у
ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей гибнет множество елочек, даже целые
просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития
деревьев планируется рассказать на этих уроках.
«Загадки животного мира».
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к
зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках –
волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки,
С. Чарушина. Дети знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу Свердловской области.
«Секреты неживой природы».
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами
роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой
природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром
лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода
бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались?
Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то
звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами
дети знакомятся на данных уроках.
«Разнообразие цветочного мира».
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются
только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый
подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая
характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные
растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и
развитие комнатных растений.
«Человек – часть живой природы».
На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека
и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в
комнатных
условиях,
получают
сведения
о
правилах
ухода,
работе
с
землей.
«Охрана природы».
Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного
мира.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты характеризуют готовность обучающихся руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, отражают приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и
другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:


























проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;





























определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях
природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
























предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической)
задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для
группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в
природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в
пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в
информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы
Большую роль в закреплении пройденного материала играют примененные на занятиях
дидактические игры, совместное и индивидуальное составление и решение кроссвордов по
пройденным темам, ролевые игры.
Экскурсии. Праздники.
В каждой группе в течении каждого года проводится конкурс на самого активного юнната.
На каждом занятии оценивается уровень участия ребенка в работе кружка.
Форма предъявления Форма контроля
Инструмент для
результата
оценки
Познавательные процессы

Общественный смотр Батарея тестов
достижений

Психологические
тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала Критерии
по
исследованию. написания
Мониторинг
исследования
исследовательских
умений

Коллективное
творчество

Коллективная
творческая работа

Педагогическое
наблюдение

Карта
наблюдений

Конференция

Критерии
публичного
выступления

Самостоятельная
Публичная
исследовательская практика презентация
результатов
проведенного
исследования
Наблюдения,
эксперименты

опыты

и Отчет о проведении Педагогическое
опыта.
Протокол наблюдение
эксперименты

Тематическое планирование 4 класс
№
Содержание программного материала
1.

Введение в экологию

2.

Молчаливые соседи

3.

Пернатые друзья

4.

О чем шепчут деревья

5.

Загадки животного мира

6.

Секреты неживой природы

7.

Разнообразие цветочного мира

8.

Человек часть живой природы

9.

Охрана природы

10

Резерв
Итого

Карты
наблюдений

Кол-во
часов
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
4
ЦОК Библиотека
https://m.edsoo.ru/7f410de8
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Занимательная биологическая энциклопедия. Н.Осипов. 1998г.
2. Энциклопедия «Что такое. Кто такой». 3 тома. С.П. Алексеев. 2000г.
3. Атлас растений. Атлас животных. Ж. Делярош. 2003г.
4. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров.2003г.
5. Твоё и наше. П.Надеждина. 200г.
6. Береги воду. Н.Б. Коростелёв. 2003г.
7. Тайны живой природы. 1998г.
8. В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир» Т.Ю. Целоусова 2005г.
9. В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир». О.В, Казакова. 2005г.

10. Подземные дворцы. В. Танасийчук. 2000г.
11. У подножия Солнца. В. Танасийчук. 2000г.
Интернет – ресурсы для реализации программы
1. Изучаем животный мир – ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
2. Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
3. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
Список литературы для учащихся
1. Жизнь в пресной воде (школьный путеводитель)
2. Тропический лес. А. Мертини 2000г.
3. Животные – бойцы. 2004г.
4. Что ты знаешь о животных. Атлас. 2000г.
5. Что ты знаешь о птицах. Атлас. 2000г.
6. Что ты знаешь о рыбах. Атлас. 2000г.
7. Мы в идем в лес. Атлас. 2000г.
8. Кто в лесу живет и что в лесу живет. Ю. Дмитриев. 1996.
9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир животных. 1999г.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир растений. 1999г.
11. Энциклопедия «Что такое. Кто такой» 3 тома С. П. Алексеев. 2000г.
12. Атлас растений. Атлас животных. Ж. Делярош. 2003г.
13. Почемучки. А.Дитрих, Г. Юрмин. 1995г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».