Аннотации к рабочим программам курсов внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования

Подписано
цифровой
подписью:
Аверина Лариса
Ивановна
Дата: 2023.08.30
18:20:17 +05'00'

Аннотации к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
основной образовательной программы начального общего образования
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов
составлены на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, ООП НОО школы, а также
ориентированы на целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Курс внеурочной
деятельности
Разговоры
о
важном (духовнонравственное
направление)

Аннотация рабочей программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
-формирование интереса к познанию;
- формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
- создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
- развитие у школьников общекультурной компетентности;
- развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
- осознание своего места в обществе;
- познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- формирование готовности к личностному самоопределению.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитиеценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать
собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, (5–7, 8–9 и 10–11 )
()классов.. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком
В
мире
книг
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства,
(интеллектуально реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных
е направление)
возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогают
решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального
развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как
чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и
самовоспитание.
Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы
внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт условия для углубления знаний,
полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной

читательской деятельности.
Цели изучения курса «В мире книг»
– становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития,
осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к
чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных учебных умений.
Содержание программы курса «В мире книг» создает возможность для
воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей
страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В
процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от
класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и
обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует
овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными,
коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Программа курса– это создание условий для использования полученных знаний
и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с
книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими
книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из
ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры,
конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.
Программа рассчитана на 4 года с проведением занятий 1 раз в неделю в каждом
классе. В первом классе – 33 занятия, во 2-4 классах по 34 часа. Всего 135 часов. (в
2023-2024 учебном году данная программа реализуется в 1-ых, 2б, 3-их,4-ых классах)
Занимательна
я
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся,
математика
для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
(интеллектуально коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
е направление)
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение,
наблюдательность, последовательность
рассуждений и его
доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;




правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Сроки реализации. Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная
математика» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (1–4
классы).
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в
неделю, на 34 часа в год – во 2–4 классах.
Веселая палитра
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой
(художественноон может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не
эстетическое,
разрушая. Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои
творческое
эстетические потребности, развивать художественные способности - является одним
направление)
из элементов единой системы воспитания, обучения и развития учащихся.
Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на
эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными
навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и
большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных
ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот
процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её
реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно
воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие
возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально,
если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна
иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и
воспитательной одновременно.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях
современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов
саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром,
как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора
специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей. Новые
жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в
жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты
Реализация этих требований предполагает человека с творческими
способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное
искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих
положений.
Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней
находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе
решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый
ребенок
является
неповторимой
индивидуальностью
со
своими
психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями,
необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств
самореализации.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными
материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и
развить собственные возможности и способности, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основной формой обучения является учебное занятие.
Формы проведения учебных занятий: групповая, экскурсии, социальные
проекты, общественно полезные практики и др.

На изучение курса «Веселая палитра» с 1 по 4 класс отводится по 1 часу
еженедельно. Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа в год, во 2-4 классах на 34
часа в год. (в 2023-2024 учебном году данная программа реализуется в 1-ых, 2бв, 3их,4-ых классах)
Подвижные игры
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение
(спортивноконкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра —
оздоровительное
одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность
направление)
— комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре
одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и
трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,
улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации
приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В
подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития
физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и
притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные
действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В
процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный
характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны;
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и
любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они
сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Цель программы- Создание наиболее благоприятных условий для
формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к
одному из главных путей в достижении успеха.
При реализации программы используются различные формы и методы
обучения:
словесные: рассказ, объяснение нового материала;
наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной
спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы, викторины, ролевые игры и
др.
Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение
1 часа в неделю:1класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Срок реализации
программы: 4 года (в 2023-2024 учебном году данная программа реализуется в 1а,б,
2а,б, 3-их,4а,б классах)
В мире природы
Программа «В мире природы» направлена на обучение детей начальных классов
(интеллектуально основам биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более
е)
сложному. Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания,
любознательности и наблюдательности.
Состоит из в комплексном подходе решения задач обучения, воспитания и
развития экологического образования школьников начальных классов. Курс носит
ознакомительный характер и предполагает при незначительном количестве
практических занятий большой объем занятий с использованием ТСО, инновационных
технологий.
Актуальность программы
В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии
биологической культуры у ребенка, необходимость развивать позитивное восприятие
окружающей среды. Программа составлена на основании потребностей детей и

предполагает ознакомление с живой природой.
Цель:
Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать
навыки поиска решения поставленных экологических задач.
Задачи:
 Научить
понимать красоту окружающего мира через непосредственное
соприкосновение с природой
 Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
 Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках
окружающего мира
 Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути ее решения
 Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников
 Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований
 Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки
исследовательского поиска
Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придает программе
особую роль — развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность,
способствует углубленному изучению основ биологии.
Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа в год, во 2-4 классах на 34 часа в
год. На изучение курса «В мире природы» в 4 классе отводится по 1часу еженедельно.
(в 2023-2024 учебном году данная программа реализуется в 4в классе)
Орлята
России
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России»
(духовносоставлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
нравственное
стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
направление)
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», на основе Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, Федерального проекта
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программы
воспитания МАОУ «СОШ № 16» ориентированной на целевые приоритеты
духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком
образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития)
осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной
позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы
заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Это программа
воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах
патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к
традиционным ценностям российского общества, развитию социальной активности
каждого ребёнка и умений командного взаимодействия.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
социального мира на основе российских базовых национальных ценностей,
накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения,
воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие
самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1) Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине,общности граждан нашей страны, России;
2) Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего
народа, семейным
ценностям
с
учётом
национальной,
религиознойпринадлежности;
3) Формировать лидерские качества и умение работать в команде;
4) Развивать творческие способности и эстетический вкус;

Воспитывать
ценностное
отношение
к здоровому
образу
жизни,прививать интерес к физической культуре;
6) Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность вбезвозмездной деятельности ради других людей;
7) Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения кокружающему миру;
8) Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую иисследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане: 1 класс – 33
часа (1 раз в неделю), 2-4 классы 34 часа (1 раз в неделю). (в 2023-2024 учебном
году данная программа реализуется в 1в, 2а классах)
Школьный театр Основной целью данной программы является обеспечение эстетического,
«Фантазеры»
интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой
(художественноиндивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и
эстетическое,
актерской деятельности.
творческое
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
направление)
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного,
общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и
понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание,
воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства
пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в
каждом ребенке.
3.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей
через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игрдраматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие
познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального
искусства.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой
работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с
партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа,
мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны
быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким
они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но
и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической
деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера»,
а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически
готового к различным стрессовым ситуациям, она
помогает ребенку
самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная
игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле –
инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и
самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
 в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам

5)

актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а
затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр –
синтетический вид искусства;
 в
обеспечении
доступности
каждому
испытать
свои
силы
в
разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить
одобрение и поддержку;
 в способе структурирования элементов содержания материала внутри
дополнительной образовательной программы.
 в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к
окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Место курса в учебном плане
Срок реализации 1 год. Согласно
учебному плану на изучение курса
отводится 34 часа в год (1 час в неделю). (в 2023-2024 учебном году данная программа
реализуется во 2а классе)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».