Рабочая программа учебного предмета Риторика

Приложение к ООП НОО

Управление образования городского округа Дегтярск
МАОУ СОШ № 16

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных
классов _________И.Р.Ахметова
Протокол№1 от «28» 08. 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
С.Н.Барабанщикова
Л.И.Аверина
Протокол№1 от «29» 08. 2023 г. Приказ№181 от «30»08. 2023г.
Подписано
цифровой
подписью:
Аверина
Лариса
Ивановна
Дата: 2023.08.30
17:16:04 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Риторика»
для обучающихся 1– 3 классов

г.о.Дегтярск,2023 г

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники,
методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А.
Ладыженской.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут
договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.
(Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О
чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и
заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые
сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры).
Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат)
– что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один –
один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных
слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена
слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с
нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы
заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описаниезагадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы
сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.
Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы
услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к
непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений,
изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила
пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала
из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как
завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Основные риторические умения:
Первый тип ( У-1). Умение анализировать и оценивать общение:
(1-2 классы)
корректность речевого поведения в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет»,
«Слушание», « Говорение» и т.д.;
уместность использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики,
телодвижений, интонации в устных высказываниях;
(3-4 классы)
эффективность и соответствие речевой ситуации;
правильность речи, её соответствие нормам литературного языка;
особенности типов текстов и речевых жанров.
Второй тип ( У-2). Умение общаться при решении риторических задач:

(1-2 классы)
ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;
использовать уместные словесные и несловесные средства общения;
(3-4 классы)
создавать тексты , речевые жанры в пределах, обозначенных в программе.
Риторические умения

Понятийные и
инструментальные знания

ОБЩЕНИЕ
Для чего люди общаются.
Понятие о риторике.
Виды общения
У-1. Определять, в какой мере учтены особенности
устной и письменной речи для эффективности
общения (в изученных пределах).
У-2. Уместно использовать изученные средства
несловесного общения в устных высказываниях.
Речевая деятельность
У-1. Слушать учителя, его объяснения.
У-2. Быть хорошим слушателем.
У-1. Анализировать и оценивать устную речь с
точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса,
громкость, темп, их соответствие ситуации
общения.
У-1. Анализировать речь говорящего с
использованием изученных правил.
У-2. Уместно, умело использовать
громкость, темп речи в устных высказываниях.
У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их
особенности.
У-2. Сочинять считалки, загадки.
У-1. Определять, насколько уместен избранный
прием ознакомительного чтения для данной
ситуации.
У-2. Пользоваться подходящими
приемами ознакомительного чтения.
У-1. Анализировать шрифтовые
выделения (в том числе и цветом)
в текстах учебников.
Речь правильная и хорошая (эффективная)
У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.
У-2. Исправлять замеченные ошибки.
Речевой этикет
У-1. Определять степень вежливого поведения,
оценивать его, учитывая ситуацию общения.
У-1. Оценивать уместность использования
выбранного способа выражения приветствия,
прощания, благодарности, извинения с точки зрения
ситуации общения.
У-2. Вступать в контакт и поддерживать его,
используя соответствующие этикетные формы.
Этикетные речевые жанры

Устное и письменное общение
(чем различаются).
Словесное и несловесное общение.
Жесты, мимика, темп, громкость в
устной речи.
Слушание.
Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска,
громкость, темп устной речи.
Правила для собеседников. (Не
говори долго; говори то, что
хорошо знаешь, и т.д.)
Вывеска.
Скороговорка.
Чистоговорка.
Считалка.
Загадка.
Чтение. Ознакомительное чтение
(мы знакомимся с книгой,
журналом, газетой).
Некоторые приемы
ознакомительного чтения.
Письменная речь. Графическая
структура письменного текста:
шрифтовые выделения (о чем нам
говорят шрифт, иллюстрации).
Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь.
В чем состоит вежливость.
Вежливая речь (словесная
вежливость).
Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания,
благодарности, извинения.
Разговор по телефону.
Нормы- что это такое. Зачем они
нужны.

У-2. Использовать уместно различные средства
выражения вежливости в этикетных жанрах.
У-1. Оценивать высказанную похвалу с точки
зрения её правдивости и отобранных средств
выражения.
У-2. Поздравить с праздником и ответить на устное
поздравление.
У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь
этикетными формами вежливости.
ТЕКСТ
Речевые жанры
У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое
единство от набора предложений, записанных как
текст.
У-1. Определять тему и основную мысль текста.
У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в
тексте; выделять в тексте ключевые (опорные)
слова; определять по абзацным отступам смысловые
части текста. Определять тип текста.
У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и
подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную
строку в записях текстов.
У-1. Анализировать диалог и монолог с точки
зрения речевого поведения коммуникантов.
У-1. Определять необходимость и уместность
использования цитаты в пересказе.
У-2. Создавать выборочный
(подробный и сжаты) пересказ на основе
произведенной выборки частей текста.
У-1. Определять в аннотации те части, в которых
сжато говорится об авторе, событиях и героях
книги.

Приветствие.
Прощание.
Благодарность.
Извинение.
Похвала.
Поздравления.
Этикетные диалог, его особенности
(на примере разговора по
телефону).
Что такое текст.
Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста.
Ключевые (опорные) слова.
Красная строка и абзацные отступы
как смысловые сигналы частей
текста.
Типы текстов.
Диалог и монолог.
Пересказ.
Цитата в пересказах и её роль.
Аннотация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РИТОРИКЕ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения
установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в
динамично
развивающемся
мире»,
«развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»;
«готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-

символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических
задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,
которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися
постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в
данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного
общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток
информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при
взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых
жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия,
прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й класс

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является
формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных
коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от
заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры,
определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается
или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать
особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего
высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое
содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения
(выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Всего

Конт.
работы

Раздел 1. Общение
Речь в жизни человека.
1.1
1
Знакомство с учебной тетрадью.
Учимся
вежливости.
Приветствуем
в
1.2
2
зависимости от адресата, ситуации общения.
1.3 Вывески, их информационная роль.
1
Итого по разделу
4
Раздел 2. Речь как средство воздействия на мысли и чувства
Слово веселит. Слово огорчает. Слово
2.1
2
утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
2.2 Давайте договоримся
1
Итого по разделу
3
Раздел 3. Речь устная и письменная
3.1 Говорим – слушаем, читаем – пишем.
1
Устная речь. Громко–тихо.
Быстро–медленно.
Узнай по голосу.
3.2
5
Правила разговора по телефону.
Несловесные средства устного общения:
мимика и жесты.
Прощаемся в разных ситуациях общения.
Правила вежливого поведения во время
3.3 разговора.
4
Благодарим за подарок, услугу.
Повторение и обобщение.
Итого по разделу
10
Раздел 4. Текст
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема
4.1
4
текста). Заголовок. Разные заголовки.
Извинение.
Очень важные слова.
Знакомые незнакомцы.
Ключ к тексту (основная мысль текста).
4.2
12
Оформление текста на письме. Знаки в
тексте. Абзацы.
Как построен текст. Обращение
Повторение и обобщение.
Итого по разделу
16
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
33
0
ПРОГРАММЕ

Прак.
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://infourok.ru/

1

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

1

https://infourok.ru/

1

1

2

https://infourok.ru/

2

https://infourok.ru/

1

https://infourok.ru/

3

https://kopilkaurok
ov.ru/

12

2 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Всего

Раздел 1. Общение
Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м
1.1
1
классе.)
Итого по разделу
1
Раздел 2. Чему учит риторика
Наука риторика. Компоненты речевой
ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что
2.1
3
(содержание высказывания)
Говорит–пишет.Твои речевые роли.
Итого по разделу
3
Раздел 3. Как мы говорим
Темп. Громкость. (Повторение.)
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
3.1
4
Настроение, чувства и тон говорящего.
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
Итого по разделу
4
Раздел 4. Учусь слушать
Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!
Слушаем и стараемся понять, выделяем
4.1
5
непонятное.
Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке,
слушаем целый день
Итого по разделу
5
Раздел 5. Вежливая просьба
5.1

Вежливая просьба. Скрытая просьба.

Итого по разделу
Раздел 6. Учусь читать и писать
О чём нам говорит шрифт.
6.1
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…
Итого по разделу
Раздел 7. Текст
Тема,
основная
мысль,
заголовок.
(Повторение.) Опорные слова. Подробный
7.1 пересказ. Краткий пересказ.План
Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ. Типы текстов
Рассуждение.Примеры в рассуждении.
7.2 Ссылка на правило, закон.Точные и неточные
объяснения.
Описание, признаки предмета.Описание в
7.3 объявлении,
загадки-описания, сочинизагадку.
7.4 Было или придумано, части рассказа.

Контр.
работы

Практ.
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
www.festival.1sept
ember.ru

1

1

www.festival.1sept
ember.ru

1

www.festival.1sept
ember.ru

1

www.festival.1sept
ember.ru

1

www.festival.1sept
ember.ru

8

2

http://www.sch200
0.ru

3

1

3

1

2

1

2
2
2
2

Хочу вам рассказать.
7.5 Чему мы научились на уроках риторики?
1
Итого по разделу
17
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
34
ПРОГРАММЕ

0

10

3 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Всего

Раздел 1. Наука риторика
Проверь себя. Что мы помним о речевой
1.1 ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)
4
С какой целью? Зачем?(Задачи общения
Итого по разделу
4
Раздел 2. Учимся говорить
Неподготовленная речь. Подготовленная
2.1 речь.
Приёмы
подготовки.
Говорим 5
подробно, кратко.
Итого по разделу
5
Раздел 3. Похвала, комплимент
3.1

Похвала, комплимент

Итого по разделу
Раздел 4. Слушаем, вдумываемся
Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!
Слушаем и стараемся понять, выделяем
4.1
непонятное.
Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке,
слушаем целый день
Итого по разделу
Раздел 5. Учимся читать и писать
Читаем учебные тексты. Учимся писать,
5.1 редактировать.
Как исправить текст?
Итого по разделу
Раздел 6. Вежливое общение
Что такое вежливость.
6.1
Добрые дела – добрые слова.
Итого по разделу
Раздел 7. Текст
Проверь себя. Тексты разные нужны.
7.1
Диалог и монолог.
Итого по разделу
Раздел 8. Правила успешного пересказа
8.1 Пиши правильно! Произноси правильно!

1

Контр.
работы

Практ.
работы

1

1

1

2

1

2

3

1

3
2

1

2
2

2

2
7

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Употребляй слова правильно!
Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе. Кратко о книге
(аннотация).
Итого по разделу
7
Раздел 9. Поздравляю тебя…вас
Поздравляю кого?С чем? Как? Желаю кому?
Чего? Как?
9.1
С днём рождения!С Новым годом!С
праздником 8 Марта!
Итого по разделу
Раздел 10
Рассуждение,вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
10.
Сравни и скажи. Правила сравнения. Как
1
строятся сравнительные тексты.
Риторический праздник
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

2

1

2

6

2

6
34

0

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».