Рабочая программа воспитания Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в школе – личностное развитие учащихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Воспитательная работа строится на следующих принципах воспитания: принцип культуросообразности и ценностно-смысловой направленности личности обеспечивает реализацию воспитательного процесса как процесса приобщения к ценностям культуры, способствующего расширению ценностно-смысловой сферы личности обучающихся и развитию его духовно-нравственной культуры; принцип интерактивного (межсубъектного) взаимодействия воспитателя и воспитанников определяет необходимость создания детско-взрослой общности (коллектива) как эффективного средства воспитания; принцип самовоспитания (самосовершенствования) ориентирован на создание условий для осознания и формулировки воспитанником системы жизненных целей и устремлений, развития ответственности за их реализацию; принцип демократизма, ориентированный на развитие самодеятельности и инициативы всех участников воспитательного процесса (руководителей, учителей, обучающихся и родителей),привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений; принцип гуманизма, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития учащегося, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции в обществе; принцип взаимодополнения, направленный на интеграцию трехбазовых средств воспитания: непосредственного педагогического воздействия; совместной деятельности в коллективе(детско-взрослой общности);самовоспитания в процессе идентификации. На основе приоритетов государственной политики и опыта воспитательной деятельности в образовательных организациях определена приоритетная цель в сфере воспитания –воспитание человека как личности: обладающей действенной нравственной позицией, укорененной в российских традиционных духовных ценностях, готовой к мирному созиданию и защите Родины, к созданию семьи и передаче традиционных ценностей новым поколениям (духовно-нравственная культура); владеющей актуальными знаниями и умениями, мотивированной к развитию познавательного и творческого потенциала в современном информационном обществе (социальная компетентность, социальный опыт); способной к самоопределению, самореализации, самореабилитации в трудных жизненных ситуациях на основе традиционных духовных ценностей и особого ценностного отношения к родному городу, области, России. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании учащихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать учащихся в детские объединения, работающие по программам внеурочной деятельности и дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских о общественных объединений; 7) организовывать для учащихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу с учащимися; 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовывать работу по созданию безопасной среды, профилактике травматизма, экстремизма, терроризма и проявлений негативных явлений; 12) формировать у учащихся здоровый образ жизни, стремление к физическому развития и совершенствованию; 13) организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.