Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

.

3

1.Целевой раздел……………………………………………………… ……….…....5
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….….5
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО……9
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП ООО………………………………………………………….…….11
2.Содержательный раздел…………………………………………………….……13
2.1 Направление и содержание программы коррекционной работы…………...…13
3.Организационный раздел………………………………………………..……….21
3.1. Учебный план………………………………………………………………..…...21
3.2. Система условий реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР……….…….21

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с
изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);
примерной основной образовательной программы основного общего образования (с изменениями
и дополнениями);
нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МАОУ «СОШ № 16».
АООП ООО обучающихся с ЗПР самостоятельно разработана и утверждена МАОУ «СОШ №16»
в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым
результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР, с привлечением Педагогического совета.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В основу разработки АООП для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с ЗПР предполагает учет
их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с ЗПР.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности: предметнопрактической и учебной.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основе АООП образования обучающихся с ЗПР находятся следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений,
имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных
представлений и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический принцип;
3

- принцип непрерывности, который гарантирует обучающемуся с ЗПР и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её
решению;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в
их состав;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов
коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей
работы, позиции и возможностей специалистов.
Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия
должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный
момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития, учета возрастных
особенностей, особенностей психического развития обучающихся с ЗПР
- принцип системного подхода, который предполагает понимание человека как целостной системы. В
соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и
подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и
возможности ребенка.
Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их
действий в решении проблем обучающихся с ЗПР, а также участие в данном процессе всех участников
образовательной деятельности
- принцип реальности, предполагающий учет реальных возможностей ребенка и ситуации.
Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение
личности ребенка
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения
способствует увеличению эффективности процесса усвоения знаний, умений и навыков, зависит от
максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств человека: слуха, зрения, осязания.
Применительно к рассматриваемой категории учащихся этот принцип предполагает применение
словесных, наглядных и практических
методов как в целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с
опорой на все анализаторы, функции и системы организма;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, выбирать формы получения обучающимися образования,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы
обучающихся, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы);
- принцип сотрудничества с семьей;
- принцип педагогического оптимизма, выделяемый в специальном образовании, основан на
современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его
особенностей быть включенным в образовательный процесс. Следование этому принципу позволяет
строить процесс обучения, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития ученика, но и
на его потенциальные возможности, ориентируясь при этом на положительный результат обучения.
Таким образом, эффективность образовательного процесса, субъектом которого являются
учащиеся с задержкой психического развития, обеспечивается общепедагогическими принципами,
однако их совокупность и «наполнение» имеют свою специфику, обусловленную состоянием
эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся.
В основе реализации адаптированной основной образовательной программы лежит
обязательность коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического
развития.
4

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
АООП ООО МАОУ «СОШ № 16» - образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития (ЗПР), - с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ
«СОШ № 16» созданы необходимые условия для:
коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе
посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных
усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях
инклюзивного обучения при создании специальных условий.
АООП ООО обучающихся с ЗПР направлена на создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Целями реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования
являются:
создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся их социальная адаптация.
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками целевых установок, знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
воспитание нравственных убеждений, культуры межличностного и межэтнического общения,
культуры здорового и безопасного образа жизни.
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
охрана и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с
ЗПР;
овладение обучающимися с ЗПР учебной деятельностью, обеспечивающей формирование
жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
АООП образования обучающимися с ЗПР с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, а
также образовательных потребностей;
осуществление индивидуально – ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или)
групповых занятий для детей с выраженным нарушением в психическом развитии;
обеспечение развития у обучающихся универсальных учебных действий, навыков смыслового
чтения и работы с информацией, формирование умений проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
формирование у обучающихся компетенции в области использования современных
информационных и коммуникационных технологий;
5

формирование у обучающихся уважительного отношения к истории, чувство гордости за свою
страну, принятие ценностей гражданственности, социальной солидарности, семьи, здоровья, природы,
межнациональной толерантности;
формирование готовности и способности обучающихся к сохранению и укреплению собственного
здоровья, следования правилам здорового и безопасного образа жизни.
Учебный план для 5– 9 классов ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения
государственных образовательных программ основного общего образования. Содержание обучения в 5-9х классах реализует принцип преемственности между начальной и основной школой, создает условия для
подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения
и самообразования
Содержание подготовки обучающихся: на данном уровне обучения, представляющим
собой продолжение формирования познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных
навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей
образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы
для детей с ЗПР, создать условия для самовыражения обучающихся на учебных занятиях в школе.
Подходы и организация образовательного пространства школы.
Обучающиеся, обучающиеся по программе для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья с задержкой психического развития, занимаются в общеобразовательном классе.
Учитывая контингент детей, обучающихся по данной программе, школа использует учебные
программы по предметам и УМК массовой общеобразовательной школы.
Данная категория детей нуждается в психолого-педагогическом и медицинском сопровождении,
которое подразумевает помощь и поддержку ребенка в процессе его интеграции в образовательную
среду.
Психологическое направление ведет педагог-психолог. Деятельность педагога-психолога направлена на
сохранение психического здоровья каждого ученика, интегрированного в общеобразовательный класс.
Также коррекционные занятия по устранению устных и письменных ошибок в речи (по необходимости)
проводит учитель-логопед.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №16»
реализуется через следующие формы организации образовательной деятельности: классы инклюзивного
образования.
В качестве службы сопровождения выступает школьный психолого-педагогический консилиум.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования реализуется
образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с задержкой психического развития
АООП образования обучающихся с ЗПР создается с учетом особенностей их образовательных
потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и
воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с ЗПР в среде других обучающихся
является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного
процесса.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического
развития
Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной,
познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие «задержка
психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими
или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость
эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным
овладение программой массовой школы без создания специальных условий.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению качественного образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин
возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
6

центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие
этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих ограничения до
умственной отсталости.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью
высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью
зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность
движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – рисовании,
конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса
знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых
ребенку при обучении в школе.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Дети с ЗПР - это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует
мотивация к учебе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально
развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до
обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных
обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к
освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или
невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того,
излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на
их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Отставание может проявляться в целом
или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той
или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы
недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от
уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным
пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Дифференциация образовательных программ основного общего образования обучающихся с ЗПР
должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и
структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации
варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР
направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
7

При разработке АОП ООО учтены психофизиологические особенности обучающихся с задержкой
психического развития.
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития
Наличие особых образовательных потребностей у обучающихся с ЗПР определяет специфику
организации образовательной деятельности, влияющей на реализацию содержания АООП ООО, отбор
форм, методов и средств обучения и воспитания данной категории, что отражается в целевом,

содержательном и организационном разделах АООП ООО.
Особые образовательные потребности определяются спецификой нарушения
психического развития и различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий. Они определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и
содержании образования.
Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические (для обучающихся с ЗПР).
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с
учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности
социальной
компетенции
обучающихся,
уровня
и
динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;

8

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности
к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня
интеллектуального развития обучающихся.
Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не
пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их
умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В
целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационнопедагогические технологии:
Сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися на уроке с целью
устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся.
Коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной культуры, развития
речи, памяти.
Из предметных технологий используются в основном игровая технология для развития
познавательных интересов обучающихся в соответствии с возрастными особенностями детей.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
адаптированной основной общеобразовательной программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
ООО соответствуют ФГОС ООО и дополняются результатами освоения программы коррекционной
работы.
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное
основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО соответствуют ООП ООО
МАОУ СОШ №16 и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения,
с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о
специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную
связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого
человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, которое
проявляется:
-в расширении представлений об устройстве домашней жизни;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то
областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса,
принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие,
брать на себя ответственность;
9

- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздничных мероприятий дома и в школе.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
-в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении,
расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство
достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство
достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения
своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной
организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением,
миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и
безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и
для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы:
двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и
времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в
школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в
школе, соответствовать этому порядку.
В развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
В развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
В накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
В умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
В умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
В способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами.
В способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятии
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;в освоение
необходимых социальных ритуалов, умений адекватно использовать принятые социальные ритуалы,
умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом
собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта,
выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и
другие.
В освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной
дистанции в зависимости от ситуации общения.
В умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
В умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление
внимания и оказание помощи.
В умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального
контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП ООО отражают:
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и
соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения,
умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком,
умение задавать вопросы;
10

- способность к наблюдательности, умение замечать новое; стремление к активности и
самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ
действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о
процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
-сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП ООО предметные,
метапредметные и личностные результаты;
-сформированные в соответствии АООП ООО универсальные учебные действия.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых
результатов освоения АООП ООО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП
ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии ООП ООО МАОУ СОШ №16
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный
темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более
короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения
АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

1.
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
2.
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
3.
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
4.
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП ООО предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы и опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
11

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического
и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной
динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими
характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае
необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и
финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования. При
использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику
интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие
положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной
динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой
коррекционной работы.
Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для
определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы
коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, проводящейся на заключительном этапе выступает
оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения
обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки
результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов
объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно
контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей
оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая
обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в
социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной
жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей (законных представителей),
поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям,
свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений
развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной
деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
12

2.Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий; программа отдельных учебных
предметов, курсов; программа воспитания и социализации обучающихся соответствуют ООП
ООО МАОУ «СОШ № 16».
Структура АООП ООО предполагает введение программы коррекционной работы.
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы как часть АООП ООО разработана для обучающихся с
ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и их социальную адаптацию.
ПКР учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР, которые получают основное общее
образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
освоения обучающимися ООП ООО, находясь в образовательной среде ОО и в те же сроки
обучения (5-9 классы).
ПКР определяет реализацию специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР, в
т.ч. безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование рабочих программ учебных
предметов (курсов) и курсов внеурочной деятельности, методов обучения и воспитания,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, предусмотренных АООП
ООО.
Цель программы – реализация комплексной системы психолого-медико-педагогической и
социальной помощи обучающимся с ЗПР для успешного освоения АООП ООО на основе
компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии,
активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Задачи программы:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся
в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
формирование основ учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм
получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.
Программа ориентирована на развитие потенциальных возможностей и потребностей
более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации
обучающихся с ЗПР.
Содержание программы коррекционной работы определяется существующими
дидактическими
принципами:
систематичности,
активности,
доступности,
последовательности, наглядности и др., которые адаптируются с учетом категорий обучаемых
школьников.
Принципы, ориентированные на учет особенностей учащихся с ЗПР:
- принцип приоритетности интересов обучающегося - определяет отношение
работников МАОУ «СОШ № 16», которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь
в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
- принцип системности – обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и
коррекции нарушений детей с ЗПР, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
13

коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход учителей и специалистов
различного профиля взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем этих
детей, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности;
принцип комплексности коррекционного воздействия - предполагает
необходимость
всестороннего
изучения
обучающихся
и
представления
квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся на основе
использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы;
принцип непрерывности - гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению;
принцип вариативности - предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития;
принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающийвзаимодействиеспециалистовпсихолого-педагогическогои
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы;
принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
В основе ПКР лежат деятельностный и дифференцированный подходы, реализация
которых на практике предполагает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации
познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ,
обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом
разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему
социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера
организации доступной им учебной деятельности;
развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и
социальной адаптации;
реализацию технологий основного общего образования обучающихся с ОВЗ,
определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и
познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
ФГОС, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и
основной результат получения основного общего образования;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего
развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
разнообразие организационных форм образовательной деятельности и
индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности.
Перечень,
содержание
и
план
реализации
индивидуально-ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в
организации, осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими АООП
ООО

14

Направления индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий:
Диагностическая работа
Срок реализации (август – сентябрь)
Индивидуально-ориентированные корСодержание реализации индивидуальрекционные мероприятия
но-ориентированных коррекционных меРоприятий
Своевременное выявление обучающихся с Выявление особых образовательных поОВЗ, нуждающихся в специализированной требностей обучающихся с ОВЗ при освоепомощи, на основании комплексного сбора и нии АООП ООО; проведение комплексной
анализа
диагностической информации от социально-психолого-педагогической диаспециалистов различного профиля, монигностики нарушений в психическом и (или)
торинга
результативности коррекцион- физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
но-развивающей работы с обучающимися.
определение уровня актуального и зоны
ближайшего развития обучающихся с ОВЗ,
выявление их резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой,
познавательной, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение
адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП
ООО.
Коррекционно-развивающая работа
Срок реализации (сентябрь – май)
Обеспечение коррекции и компенсации неВыбор и использование специальных методостатков в физическом и (или) психическом дик, методов и приемов обучения в соответразвитии обучающихся, развитие высших ствии с особыми образовательными потребпсихических функций, познавательной и
ностями обучающихся с ОВЗ; организация и
речевой сфер, эмоционально-волевой и
проведение индивидуальных и групповых
личностной сфер, поведенческих навыков, а коррекционных занятий для
преодоления
также формирование универсальных учеб- нарушений развития и трудностей в обученых действий у обучающихся с ОВЗ.
нии; коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативно-речевой
сфер; развитие и укрепление личностных
установок, формирование адекватных форм
утверждения
самостоятельности, личной
автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного

15

общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции; развитие
компетенций,
необходимых для продолжения образования;
совершенствование навыков получения и
использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных
компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях; социальная защита
ребенка в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная работа
Срок реализации (сентябрь – май)
Обеспечение единства в понимании и реа- Выработка совместных рекомендаций по
лизации системы коррекционной работы с основным направлениям работы с обучаюобучающимися с ОВЗ всеми участниками
щимися с ОВЗ, единых для всех участников
образовательных отношений.
образовательных отношений; консультирование специалистами по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов
работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и
адаптации содержания образовательных программ по учебным предметам
и курсам внеурочной деятельности; консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Информационно-просветительская работа
Срок реализации (сентябрь – май)
Разъяснение участникам образовательных
Информационная поддержка образовательотношений индивидуальных и типологиченой деятельности обучающихся с ОВЗ, их
ских особенностей различных категорий
родителей (законных представителей), педетей с ОВЗ, особенностей организации и
дагогических работников; различны формы
содержания их обучения и воспитания.
просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные
материалы); проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Лечебно-оздоровительная работа
Срок реализации (сентябрь – май)
Реализация комплексной системы лечебПроведение лечебно-профилактических мено-профилактических мероприятий.
роприятий с обучающимися с ОВЗ: физиотерапевтическое лечение, вакцинопрофилактика, витаминизация и др.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающая психолого-медикопедагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных
потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
АООП ООО, корректировку коррекционных мероприятий.
16

Задачи

Диагностическая работа
Планируемые результаты

Виды, формы деятельности, мероприятия
Изучение истории развития ребенка, беседа с
родителями (законными
представителями),
наблюдение
классного
руководителя,
анализ
работ
обучающихся с
ОВЗ.
Наблюдение,
логопедическое и психологическое
обследование, анкетирование родителей (законных
представителей),
беседы с педагогами.

Медицинская диагностика
Определить состояние физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ

Сведения
для определения
индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическая
диагностика
Провести первичную диагностику в целях формирования
групп обучающихся с ОВЗ для
коррекционной работы.

Формирование: банка данных
обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в специализированной
помощи, групп обучающихся с
ОВЗ для коррекционной работы, характеристики образовательной ситуации в ОО

Мониторинг динамики развития
Анализ причин трудностей в
освоении обучающимися
с
ОВЗ АООП ООО (достижение
планируемых
результатов
освоения АООП ООО)

Получение сведений об уровне
сформированности у обучающихся с ОВЗ планируемых
результатов освоения АООП
ООО.

Проведение
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, анализ
выполнения работ.

Мониторинг результативности Получение сведений о резулькоррекционно-развивающей
татах
индивидуальработы с обучающимися с ОВЗ но-ориентированных
мероприятиях по коррекции недостатков общего недоразвития у
обучающихся с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая работа
Определение
оптимальных Формирование в ОО банка
коррекционных
программ, адаптированных
программ,
методов и приемов коррекци- методов и приемов работы с
онной работы с учетом осо- обучающимися с ОВЗ; утвербенностей
развития обучаю- жденные адаптированные ращихся с ОВЗ.
бочие программы, включающие в себя
индивидуально-ориентированные коррекционные мероприятия для работы с обучающимися с ОВЗ;
единство в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися

Наблюдение,
логопедическое и психологическое
обследование, анкетирование родителей (законных
представителей),
беседы с педагогами.
Составление
индивидуальных и
адаптированных
программ учебных
предметов, курсов внеурочной
деятельности,
программ
воспитательной работы с классом,
включающих индивидуальные
коррекционно-развивающие мероприятия для
обучающихся с ОВЗ, соответствующих
актуальному

17

Разработка
индивидуальных с ОВЗ всеми участниками обкоррекционно-развивающих
разовательных отношений.
программ,
адаптированных
рабочих программ для обучающихся с ОВЗ, формирование групп обучающихся с ОВЗ
для коррекционной работы.

уровню развития обучающихся с ОВЗ.

Проведение ИГКЗ с обучающимися с ОВЗ.

Реализация коррекционно-развивающей работы с
обучающимися с ОВЗ

Коррекция недостатков общего недоразвития у обучающихся ОВЗ.
Консультативная работа

Информирование участников
образовательных отношений
по основным направлениям
коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.
Консультирование педагогов
по выбору оптимальных ин- Рекомендации,
приемы, Индивидуальные и групдивидуальупражнения, психологические
повые тематические конно-ориентированных методов тренинги и др. материалы.
сультации.
обучения и воспитания, кор- Разработка плана
консультарекции и компенсации недо- тивной работы с обучающиКонсультации по запросу
статков общего недоразвития у мися, родителями (законными участников
образоваобучающихся с ОВЗ.
представителями),
педагоги- тельных отношений
Консультирование родителей ческими
работниками ОО;
(законных
представителей) единство в понимании и реаобучающихся по
вопросам лизации системы коррекцивыбора стратегии воспитания онной работы с обучающимии приемов коррекции и ком- ся с ОВЗ всеми участниками
пенсации недостатков общего образовательных отношений
недоразвития у обучающихся с
ОВЗ
Информационно-просветительская работа
Проведение серии лекториев,
семинаров для
участников
образовательных отношений
по вопросам
особенностей
обучающихся с ОВЗ

Организация работы лектория, Информационные меросеминаров, тренингов по воприятия.
просам инклюзивного образования; организация методических мероприятий по вопросам
инклюзивного образования.
Проведение
открытых педа- Демонстрация обучающимися Открытые
педагогичегогических форм в урочной и с ОВЗ личных успехов в
ские формы в урочной и
внеурочной
деятельности, в освоении АООП ООО; пони- внеурочной деятельности.
которых совместно участвуют мание участниками образоваобучающиеся с ОВЗ и обу- тельных
отношений особенчающиеся с нормативным ностей обучающихся с ОВЗ, их
развитием.
ограничений и потенциальных
возможностей

18

Лечебно-оздоровительная работа
Контроль за
соблюдением
норм и требований СанПин в
ОО
Проведение
медицинских
осмотров обучающихся
Организация
санитарно-гигиенического просвещения участников
образовательных отношений
Проведение
мероприятий,
направленных на формирование у обучающихся навыков
здорового и безопасного образа жизни

Соответствие условий реализации АООП ООО нормам и
требованиям СанПин
Профилактика заболеваемости
среди обучающихся с ОВЗ
Знание участниками образовательных отношений СанПин
и соблюдение их в урочной и
внеурочной деятельности
Системы общешкольных
и
классных мероприятий
в
урочной и внеурочной деятельност
и
по формированию
навыков здорового и безопасного образа жизни

Смотры учебных
нетов в ОО.

каби-

Плановые
медицинские
осмотры.
Информационные
мероприятия.
Общешкольные
мероприятия и КТД.
Классные мероприятия.
КТД в классных коллективах.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинского работника организации, осуществляющей образовательную деятельность
и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов
общества, обеспечивающийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности
Для реализации ПКР в ОО создана служба психолого-медико-педагогического
сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. Психолого-медико-социальная помощь
оказывается детям на основании ПМПК и заявления в письменной форме их родителей
(законных представителей).
Психолого-медико-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ
обеспечиваются специалистами ОО (классными руководителями, медицинским работником,
педагогом-психологом, учителем логопедом), регламентируются локальными нормативными
актами ОО.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся
является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов ОО, представителей
администрации и родителей (законных представителей).
В реализации основных направлений работы принимают участие специалисты ППк
ОО. ППк ОО является внутришкольной формой организации сопровождения обучающихся с
ОВЗ, положение и регламент работы которого разрабатывается ОО самостоятельно и
утверждается локальным актом.
Цель работы ППк: выявление особых образовательных потребностей
обучающихся ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и
воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения;
выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения).
Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и
успеваемости обучающихся с ОВЗ, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в
адаптированные образовательные программы учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют
отбор необходимых для обучающихся с ОВЗ дополнительных дидактических материалов и
учебных пособий.
ОО при отсутствии необходимых условий (кадровые, материально-технические и т.д.)
может осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с

19

различными
организациями:
медицинскими
учреждениями;
центрами
психологопедагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями,
реализующими адаптированные основные образовательные программы.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных
потребностей обучающихся.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП
ООО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны
оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления
возникших затруднений.
В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии
с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на
комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки
рекомендаций по его дальнейшему обучению.

20

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ООП ООО МАОУ «СОШ № 16»
Коррекционные занятия не входят в максимальную недельную нагрузку, проводятся в
зависимости от потребностей обучающегося. Продолжительность занятий 15- 20 минут.
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к
условиям получения образования обучающимися с ЗПР, представляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся.
3.2.1. Кадровые условия
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов,
а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с
ЗПР в системе школьного образования.
В
штат специалистов входят учителя, педагог-психолог, медицинский работник,
учитель логопед
В
целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки
педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по вопросам
реализации АООП ООО для детей с ЗПР утвержден план-график по повышению
квалификации и переподготовки педагогов.
При необходимости МАОУ СОШ №16 может использовать сетевые формы
реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов
других организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых
образовательных потребностей
3.2.2. Финансово-экономические условия.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с ЗПР должны:
обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
стандарта;
• обеспечивать
реализацию
обязательной
части адаптированной основной
образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного
процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
• отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной
программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их
формирования.
В рамках реализации АООП ООО для детей в ЗПР в ОО разработаны локальные акты,
регламентирующих установление заработной платы работников, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с
НСОТ; заключение дополнительных соглашений с работниками образовательного
учреждения.
3.2.3. Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с ЗПР должно
отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в
структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена
специфика требований к:
• организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;
• организации временного режима обучения;
21

• техническим
средствам
обучения,
включая компьютерные инструменты
обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
специальным учебникам,
рабочим тетрадям, дидактическим
материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и
позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория) соответствует общим
требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
• к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса
(требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.
д.);
• к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов,
мест личной гигиены
и
т.д.) и
социально-бытовых условий
(наличие
оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
• к соблюдению пожарной и электробезопасности;
• к соблюдению требований охраны труда;
• к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации АООП ООО для детей с ЗПР соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
предъявляемым к:
• участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение,
размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной
деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
• зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);
• помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального
зала, число читательских мест, медиатеки);
• помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего
процессов : классам, кабинетам педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор
и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура которых
должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной
деятельности);
• актовому и физкультурному залам,;
• кабинетам медицинского назначения;
• помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
• туалетам, коридорам и другим помещениям.
Требования к организации временного режима
Временной режим образования обучающихся с задержкой психического развития
(учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно
закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства
образования и др.), а также локальными актами образовательной организации («Правилами
внутреннего распорядка МАОУ « СОШ № 16»).
Срок освоения АООП ООО для детей с ЗПР составляет 5 лет
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Требования к техническим средствам обучения и оборудованиюучебных кабинетов
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.

22

Информационно-образовательная среда МАОУ № СОШ № 16» включает в себя
совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с
экранами, интерактивные доски и др.).
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающих курсов (занятий)
включает обеспечение кабинета психолога.
Кабинет психолога оборудуется в соответствии с целями коррекционно-развивающих
занятий с детьми с ЗПР: активизация психических функций, создание условий для
релаксации и спокойного состояния детей с ЗПР, коррекция двигательных функций,
коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на
обучающегося, но на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем
в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР.
3.2.4. Информационно-методические условия
Информационно-методическое обеспечение реализации АООП ООО для детей с
ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией
программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и
условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного
процесса включают:
1.Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с ЗПР.
2.Характеристики
предполагаемых
информационных
связей
участников
образовательного процесса.
3. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск
информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным
образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
4. Возможность размещения материалов и работ в информационной среде
образовательной организации.
5. Информирование родителей, общественности о ходе реализации АООП ООО для
детей с ЗПР;
6.
Участие педагогов, администрации, родителей обучающихся в форумах и других
формах сетевого взаимодействия образовательных сообществ по проблемам реализации
АООП ООО для детей с ЗПР.

23

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».