Адаптированная основная общеобразовательная программа начальногообщего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Содержание
1.Целевой раздел……………………………………………………….……………...3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….……..….3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО..…...13
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО……………………………………………………………..….19
2.Содержательный раздел………………………………………………………..…21
2.1 Программа формирования универсальных учебных действий ………………..21
2.2

Программы

отдельных

учебных

предметов,

курсов

внеурочной

деятельности…………………………………………………………………………..22
2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ..….22
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни…………………………………………………………………………..22
2.5. Программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности….22
3.Организационный раздел………………………………………………………...32
3.1. Учебный план…………………………………………………………………......32
3.2. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР……………...32

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
начального общего образования (далее – НОО) обучающихся
нарушениями

речи

(далее

–

ТНР)

–

это

с тяжелыми

образовательная

программа,

адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их
психофизического

и

речевого

развития,

индивидуальных

возможностей,

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разработана и утверждена
МАОУ

«СОШ

образовательным

№16»

в

соответствии

стандартом

(далее

с

–

федеральным
ФГОС)

НОО

государственным
обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования,
ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое,

социально-личностное,

интеллектуальное,

физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены
следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства

на

территории

Российской

Федерации,

светский

характер

образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к
3

уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и
др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип

развивающей

направленности

образовательного

процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип

комплексного

подхода,

использования

в

полном

объеме

реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
НОО

ориентировку

на

программу

основного

общего

образования,

что

обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования
едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а
понятие «предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных
в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование
уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
4

Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с
ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся,
которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером
нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО
создана в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности
обучающихся

самостоятельно

решать

учебно-познавательные

и

учебно-

практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с
нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие

личности

обучающихся

с

ТНР

младшего

школьного

возраста

определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими
содержанием образования.

5

В

контексте

разработки

АООП

начального

общего

образования

обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное

усвоение

обучающимися

знаний

и

опыта

разнообразной

деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание

условий

для

общекультурного

и

личностного

развития

обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных
знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация

детского

самостоятельного

и

инициативного

действия

в

образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов
обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового
характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает
не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных
отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются
различные

компоненты

(фонетический,

лексический,

грамматический,

семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

6

Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности
обучающихся.
В

контексте

разработки

АООП

начального

общего

образования

обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
тесную

взаимосвязь

в

формировании

перцептивных,

речевых

и

интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития

в

процессе

освоения

содержания

предметных

областей,

предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование
речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной,
регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными
ситуациями.
Общая характеристика АООП НОО обучающихся с ТНР.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в
их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим
или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности
дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных
дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения
всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
коррекционных

мероприятий

и

требований

к

результатам

освоения

обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями
7

реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое
сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем
начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы
родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия

звуков,

отличающихся

тонкими

акустико-артикуляторными

признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило,
звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим

признаком

фонематического

недоразвития

является

пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие
фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым
анализом.
Фонетическое

недоразвитие

речи

характеризуется

нарушением

формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется
одновременно

в

искажении

просодических

нарушениях),

звуков,
либо

звукослоговой

нарушением

структуры

формирования

слова,

в

отдельных

компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения
или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся
хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством
ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся

с

нерезко

выраженным

общим

недоразвитием

речи

характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических
и

фонетико-фонематических

компонентов

языковой

системы.

У

таких

обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения.
Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
8

искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова.
Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи,
нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение
звуков,

свидетельствующее

о

низком

уровне

сформированности

дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны
речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова,
обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей,
частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия,
лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические
ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в
смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных
связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся
плохо справляются с установлением синонимических и антонимических
отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных
употребляемые

в

ошибках.

речевой

Правильно

практике,

они

образуя
по-прежнему

слова,

наиболее

затрудняются

в

продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении
использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов,
подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на
качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова.
9

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество
ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной
речи.
Отличительной

особенностью

является

своеобразие

связной

речи,

характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием
на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных
эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии
сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении
рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном,
простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых
высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в
норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска
(совместно

со

специалистами

медицинского

профиля)

и

назначение

логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;

10

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и
методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных
на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного
развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей
областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой
логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной
деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении
обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия

в

процессе

комплексного

психолого-медико-педагогического

сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению
или минимизации первичного дефекта, нормализации

моторной сферы,

состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при
изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом
необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных
навыков учащихся;
-

гибкое

варьирование

организации

процесса

обучения

путем

расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и
технологий;
11

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том
числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных

средств,

обеспечивающих

реализацию

«обходных

путей»

коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации
путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения
социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация
партнерских отношений с родителями.

12

1.2.

Планируемые

нарушениями

результаты

речи

освоения

адаптированной

обучающимися

основной

с

тяжелыми

общеобразовательной

программы начального общего образования
Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО
МАОУ

«СОШ

«

16»

дополняются

результатами

освоения

программы

коррекционной работы.
Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими

становление

социальных

отношений

обучающихся

в

различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
13

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
универсальные

результаты

учебные

включают

действия

освоенные

(познавательные,

обучающимися

регулятивные

и

коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают
овладение

межпредметными

знаниями,

приобретение

опыта

познания

и

осуществление разных видов деятельности:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
14

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно

строить

речевое

высказывание

в

соответствии

с

задачами

коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
15

15)

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения АООП НОО обучающихся с ТНР,
включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, соответствующей ООП НОО, готовность их
применения, представлены в рабочей программе учебного предмета.
Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

с

тяжелыми

нарушениями речи программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
соответствуют требованиями ФГОС НОО и дополняются группой специальных
требований.
Требования

к

результатам

коррекционной

работы

по

преодолению

нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и
письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное
и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной
сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях
контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение
произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического
ударения,

интонационной

интенсивности;

минимизация

фонологического

дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по
артикуляторно-акустическим

признакам);

умение

осуществлять

операции

языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое
владение основными закономерностями грамматического и лексического строя
речи;

сформированность

лексической
16

системности;

умение

правильно

употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так
и

непродуктивными

словообразовательными

моделями;

овладение

синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей

законам логики, грамматики,

композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность
языковых

операций,

необходимых

для

овладения

чтением

и

письмом;

сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического
уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной
формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и
письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого
общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией отражают:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической
нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать
взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;
выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать
решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и
определений для обозначения возникшей проблемы;
-

овладение

социально­бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и
школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение
адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять
речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои
речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной
деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной
17

деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении
праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в
подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор;

умение корректно

выразить отказ и

недовольство,

благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в
процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять
ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с
коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к
активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации,
вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести
диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать
коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в
развитии коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового
поведения ребёнка с точки зрения
окружающих;

способность

опасности (безопасности) для себя и

прогнозировать

последствия

своих

поступков;

понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и
умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение
устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними
и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать
взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в
школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с
миром,

понимание

собственной

результативности;

познавательной функции речи;

18

прогресс

в

развитии

- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в
разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе,

незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);

наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о
вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах
социального

взаимодействия;

взаимодействия;

умение

овладение

адекватно

средствами

использовать

межличностного

принятые

в

окружении

обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе
моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной
функции речи.
Эти

требования

конкретизируются

в

соответствии

с

особыми

образовательными потребностями обучающихся.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Система

оценки

достижения

обучающимися

с

ТНР

планируемых

результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО, позволяет вести
оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система
результатов

оценки

освоения

обучающимися

с

достижения
АООП

ТНР

НОО

обучающимися

с

предусматривает

планируемых

результатов

ТНР

планируемых

оценку

достижения

освоения

программы

коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность
в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
19

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является достижение
уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации
вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные
логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в
области общеобразовательной подготовки.

20

2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся
Программа формирования универсальных учебных действий на уровне
начального общего образования в МАОУ «СОШ№16» соответствуют ООП НОО
МАОУ «СОШ № 16».
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
обучающихся с ТНР и призвана способствовать развитию универсальных
учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.
Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

обеспечивает:
 успешность (эффективность) обучения в любой предметной области,
общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне
зависимости от ее предметного содержания;
 реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов
усвоения содержания образования;
 создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему
образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;
 целостность развития личности обучающегося.
Основная цель реализации программы формирования универсальных
учебных действий состоит в формировании обучающегося с ТНР как субъекта
учебной деятельности.
Задачами реализации программы являются:
 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
 овладение комплексом универсальных учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты
в опоре на организационную помощь педагога.
21

Программа формирования универсальных учебных действий реализуется
в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в
процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов
коррекционно-развивающей области.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на
уровне начального общего образования должна быть определена на этапе
завершения обучения в начальной школе.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт
педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной
работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.
2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16».
Содержание по всем обязательным предметам, курсам на уровне
начального общего образования отражено в соответствующих разделах рабочих
программ.
2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся с ТНР соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16».
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16».
2.5. Программа коррекционной работы; программа внеурочной
деятельности
2.5.1.Структура

АООП

НОО

предполагает

введение

программы

коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая

область

является

обязательной

частью

внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП
НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе

22

рекомендаций

психолого-медико-педагогической

комиссии,

индивидуальной

обеспечивает

осуществление

программы реабилитации.
Программа

коррекционной

работы

специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего
учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке
освоения АООП НОО являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений
чтения и письма;
развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В

целях

удовлетворения

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет
включения

индивидуально-ориентированного

воздействия,

сквозными

направлениями

коррекционно-логопедического

которого

выступают:

работа

по

преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной
системы;

фонологического

дефицита

и

совершенствованию

лексико-

грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции
нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями
ФГОС НОО выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с
ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
23

Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом)
развитии;
осуществление

индивидуально-ориентированной

психолого-медико-

педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и
речевого развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной
общеобразовательной

программы

начального

общего

образования

и

их

интеграции в образовательной организации;
возможность овладения обучающимися с ТНР навыками коммуникации;
проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Задачи программы:
своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных уровнем их речевого развития и механизмом речевой патологии;
повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования и
интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и
механизма речевого недоразвития;
создание

и

реализация

условий,

нормализующих

анализаторную,

аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации
педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе
комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
психологическим, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы предусматривает:
24

1.реализацию образовательной организацией коррекционно-развивающей области
через специальные курсы и индивидуальную/подгрупповую логопедическую
работу, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР, преодоление неречевых и речевых расстройств в синдроме
речевой патологии;
2.обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и
воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ТНР самостоятельно
повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной
и внеурочной деятельности;
3.возможность адаптации основной общеобразовательной программы при
изучении всех учебных предметов с учетом необходимости коррекции речевых
нарушений и совершенствования коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
4.организацию
«обходных

и

проведение

путей»

мероприятий,

коррекционного

обеспечивающих

воздействия

на

речевые

реализацию
процессы,

повышающих контроль за устной и письменной речью; оказание родителям
(законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической
помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим
вопросам.
5.психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с
целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с
обучающимся; организацию партнерских отношений с родителями (законными
представителями).
Программа

коррекционной

работы

на

ступени

начального

общего

образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие ее основное содержание:
№
1

Название
Диагностическая работа
Цель:
выявление
характера
и
интенсивности
трудностей
развития
детей с ТНР, проведение
их
комплексного

Содержание
- изучение и анализ особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР по результатам ПМПК;
- комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР;
- выявление симптоматики речевого нарушения и уровня
речевого развития;
- изучения социальной среды развития и условий семейного
воспитания;
25

обследования,
подготовка
рекомендаций
по
оказанию им психологопедагогической помощи
2

Коррекционноразвивающая работа
Цель:
обеспечение
своевременной
специализированной
помощи обучающимся с
ТНР
в
освоении
содержания образования
и коррекции недостатков
в речевом развитии,
познавательной
и
эмоциональноличностной сфере.

3.

Консультативная работа
Цель: обеспечение
специального
индивидуального
сопровождения
обучающихся с ТНР и
их семей по вопросам
реализации
дифференцированных
психологопедагогических условий
обучения, воспитания,
коррекции, развития и
социализации
обучающихся с ТНР
Инфорамиционно –
просветительская работа
Цель: организация
информационнопросветительской
деятельности со всеми
участниками
образовательных
отношений по вопросам
образования
обучающихся с ТНР

4.

- анализ, обобщение диагностических данных для
определения цели, задач, содержания, методов
коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
- осуществление мониторинга динамики развития
обучающихся с ТНР, их успешности в освоении АООП
НОО с целью дальнейшей корректировки коррекционных
мероприятий
- системное и разностороннее развитие речи и коррекция
речевых расстройств;
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- развитие и коррекция дефицитарных функций (сенсорных,
моторных, психических);
- развитие познавательной сферы;
- формирование нарушений развития личности,
эмоционально-волевой сферы с целью максимальной
социальной адаптации;
- достижения уровня речевого развития, оптимального
для обучающегося и обеспечивающего возможность
использовать освоения умения и навыки в разных видах
учебной и внеучебной деятельности, различных
коммуникативных ситуациях.
- выработка рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с ТНР для всех участников
образовательных отношений
- Консультирование педагогов по выбору методов и приемов
работы с обучающимися с ТНР
- консультативная помощь семье в вопросах выбора
стратегии воспитании и приемов коррекционноразвивающего обучения учащегося с ТНР.

- различные формы просветительской деятельности
(консультации, собрания, лекции, беседы, использование
информационных средств), направленные на разъяснение
участникам образовательных отношений вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ТНР
- проведение тематического обсуждения индивидуальнотипологических особенностей обучающегося с ТНР с
участниками образовательных отношений

26

Этапы реализации программы:
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и
их

адресность

создают

необходимые

предпосылки

для

устранения

дезорганизующих факторов.
Этап

сбора

деятельность).

и

анализа

Результатом

(информационно-аналитическая

информации

данного

этапа

является

оценка

контингента

обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и
их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью
соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы образовательной организации.
Этап

планирования,

организации,

координации

(организационно-

исполнительская деятельность). Результатом работы являются организованная
образовательная

деятельность,

направленность,

и

имеющая

процесс

коррекционно-развивающую

специального

психолого-педагогического

сопровождения детей с ТНР при созданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и
образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
Этап

регуляции

и

корректировки

(регулятивно-корректировочная

деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательную

деятельность

и

процесс

сопровождения

детей

с

ТНР,

корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
является оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов
МАОУ «СОШ № 16», обеспечивающее системное сопровождение обучающихся
ТНР в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
27

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставление ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития,
коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и
личностной сфер ребёнка.
Планируемые результаты
В ходе реализации предложенной программы ожидаются следующие
результаты:
- создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении
программы общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;
- создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся в
МАОУ «СОШ №16», позволяющих учитывать их особые образовательные
потребности посредством индивидуализации и дифференциации образовательной
деятельности;
- создание в МАОУ «СОШ №16» условий для сохранения и укрепления
психического

здоровья

педагогов,

формирования

навыков

регуляции

психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в
педагогической деятельности.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
отражают

сформированность

социальных

(жизненных)

компетенций,

необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих
становление социальных отношений обучающихся с ТНР в различных средах:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической
нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS- сообщение;

28

 умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется
привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы;


овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и
школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение
адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять
речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
 умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение
адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении
функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в
подготовке и проведении праздника;
 овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор;

умение корректно

выразить отказ и

недовольство,

благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в
процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять
ее;


прогресс

в

развитии

информативной

функции

речи;

умение

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии

с

коммуникативной

установкой;

позитивное

отношение

и

устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала
средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое
мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство
достижения цели в различных ситуациях;
 прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
29

 дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового
поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и
окружающих;

способность

прогнозировать

последствия

своих

поступков;

понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и
умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
 умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями
жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном
мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение
устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во
взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в
развитии познавательной функции речи;
 дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в
разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
 представления о вариативности социальных отношений; готовность к
участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами
межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в
окружении обучающегося социальные ритуалы;
 умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы
специального

сопровождения

обучающихся

с ТНР.

Варьироваться могут

содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов
сопровождения,

что

способствует

реализации
30

и

развитию

больших

потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых
образовательных потребностей.
Коррекционная

работа

осуществляется

в

ходе

всего

учебно-

воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
логопедических занятиях, где осуществляется коррекция нарушений устной речи,
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по
формированию полноценной речемыслительной деятельности.
2.5.2. Программа внеурочной деятельности
Цели,

задачи,

направления,

виды

внеурочной

деятельности

для

обучающихся с ЗПР соответствуют ФГОС НОО и закреплены в ООП НОО МАОУ
«СОШ № 16» в разделе «План внеурочной деятельности».
Для организации внеклассной деятельности для обучающихся с ОВЗ
предлагаются кружки, творческие объединения, различные мероприятия на выбор
обучающихся.

31

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствую ООП НОО
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее

5

часов.

Программа

коррекционной

работы

разрабатывается

образовательной организацией в зависимости от особых образовательных
потребностей обучающихся.
3.2.

Система

условий

общеобразовательной

реализации

программы

адаптированной

начального

общего

основной
образования

обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Кадровые условия
Учитель-логопед – должен иметь высшее профессиональное педагогическое
образование в области логопедии:
по специальности «Логопедия» с получением квалификации «Учительлогопед»;
по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль
подготовки

«Логопедия»

(квалификация/степень

–

бакалавр),

либо

по

магистерской программе соответствующего направления (квалификация/степень –
магистр);
по направлению «Педагогика», профиль подготовки «Коррекционная
педагогика и специальная психология» (квалификация/степень – бакалавр), либо
по

направлению

«Педагогика»,

магистерская

программа

«Специальное

педагогическое образование» (квалификация/степень – магистр).
Лица, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование по
другим специальностям, направлениям, профилям подготовки для реализации
программы

коррекционной

работы

должны

пройти

профессиональную

переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной
переподготовке установленного образца.
32

Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки,
учитель физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог –
наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием
по

соответствующему

занимаемой

должности

направлению

(профилю,

квалификации) подготовки имеют удостоверение о повышении квалификации в
области инклюзивного образования установленного образца.
Руководящие работники (административный персонал) – наряду со
средним или высшим профессиональным педагогическим образованием имеют
удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования
установленного образца.
Финансовые условия
Финансовое

обеспечение

государственных

гарантий

на

получение

обучающимися с ТНР общедоступного и бесплатного образования за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в
государственных, муниципальных и частных образовательных организациях
осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП
НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Финансовые условия реализации АООП НОО:
1) обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к условиям реализации и структуре АООП НОО;
2)

обеспечивают реализацию обязательной части АООП НОО и части,

формируемой
вариативность

участниками
особых

образовательной

образовательных

деятельности,

потребностей

и

учитывая

индивидуальных

особенностей развития обучающихся;
3) отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АООП НОО МАОУ «СОШ №16», а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в
объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской

33

Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав
на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования.
Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию)
нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы,
оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе
расходами,

связанными

с

подключением

к

информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет»;
расходами,

связанными

с

дополнительным

профессиональным

образованием руководящих и педагогических работников по профилю их
деятельности;
иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации
АООП НОО.
Финансовое

обеспечение

соответствует

специфике

кадровых

и

материально-технических условий, определенных для АООП НОО МАОУ «СОШ
№16» обучающихся с ТНР.
Материально-технические условия
Материально-технические

условия

-

общие

характеристики

инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды
образовательной организации. Материально-техническое обеспечение школьного
образования обучающихся с ТНР должно отвечать не только общим, но и их
особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования отражена специфика требований
к:

34

 техническим

средствам

обучения,

включая

специализированные

компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей;
 обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия
специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями)
обучающихся;
Информационное
правовую

базу

обеспечение

образования

включает

обучающихся

необходимую
с

ТНР

и

нормативно-

характеристики

предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
В

школе

созданы

условия

информационно-образовательной

для

функционирования

среды,

включающей

современной
электронные

информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных

технологий,

телекоммуникационных

технологий,

соответствующих технических средств, обеспечивающих достижение каждым
обучающимся

максимально

возможных

для

него

результатов

освоения

адаптированной основной общеобразовательной программы.
Материально-техническая

база

реализации

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального образования обучающихся с ТНР
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательной организации,

35

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».