1 Содержание 1.Целевой раздел…………………………………………………………………..…..3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………..…..3 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО…..…13 1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО………………………………………………………………....18 2.Содержательный раздел……………………………………………………….…..22 2.1 Программа формирования универсальных учебных действий…………………22 2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности…………………………………………………………………………....22 2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся……..23 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………..…..23 2.5. Программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности…...23 3.Организационный раздел………………………………………………...………..33 3.1. Учебный план……………………………………………………………..…….....33 3.2. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР…………..…..33 2 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО адаптированная обучающихся для с обучения ЗПР) – данной это образовательная категории программа, обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) самостоятельно разработана и утверждена МАОУ «СОШ №16» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление индивидуальности, обеспечением и развитие личности самобытности, преодоления обучающегося уникальности возможных и трудностей с ЗПР в её неповторимости с познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; 3 • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). Принципы и подходы к формированию АООП НОО для детей с ОВЗ (ЗПР) В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности 4 процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, 5 общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • принцип • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • онтогенетический • принцип принцип; преемственности, предполагающий при проектировании АООП основного общего образования ориентировку на программу начального общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика АООП НОО АООП НОО предполагает, что обучающийся с ЗПР(вариант 7.1) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4классы). 6 АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют ФГОС НОО. Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО для обучающихся с ЗПР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР; - программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; 7 - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы; - программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает: - учебный план начального общего образования; - систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Стандарта. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная конституциональные недостаточность факторы, центральной хронические нервной соматические системы, заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. 8 Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. 9 АООП НОО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с ОВЗ позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ1, так и специфические. К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami 1 потребностями» 10 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, характерны следующие специфические образовательные потребности: адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); 11 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). 12 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО. Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ №16» и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; 13 в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; 14 в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; 15 в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО отражают: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; 16 сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия. 17 1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии ООП НОО МАОУ СОШ №16 Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 18 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); • при необходимости стимулирующей предоставление (одобрение, дифференцированной эмоциональная поддержка), помощи: организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); • увеличение времени на выполнение заданий; • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы и опирается на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. 19 Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на 20 жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 21 2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования в МАОУ «СОШ№16» соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16». Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ЗПР и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться. Программа формирования универсальных учебных действий обеспечивает: успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне зависимости от ее предметного содержания; реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов усвоения содержания образования; создание условий для готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении; целостность развития личности обучающегося. Основная цель реализации программы формирования универсальных учебных действий состоит в формировании обучающегося с ЗПР как субъекта учебной деятельности. Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. 22 Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка. 2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16». Содержание по всем обязательным предметам, курсам на уровне начального общего образования отражено в соответствующих разделах рабочих программ. 2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16». 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16». 2.5. Программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности 2.5.1.Программа коррекционной работы с обучающимися при получении начального общего образования (далее – ПКР) разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. ПКР учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. В основе ПКР лежат деятельностный и дифференцированный подходы, реализация которых на практике предполагает: 23 признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования; признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; реализацию технологий основного общего образования обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения начального общего образования; реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями; разнообразие организационных форм образовательной деятельности и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. ПКР направлена на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); 24 охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности; создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ. В ПКР определяются особенности и содержание образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ при получении начального общего образования, реализация специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированных образовательных программ (далее – АОП) учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, методов обучения и воспитания, использование использование технических в коррекционных средств целях возможностей индивидуального и УМК, коллективного пользования, присутствие родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности в случае необходимости при согласовании с администрацией ОО, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, предусмотренных АООП НОО. Перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими АООП НОО 25 Направления индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий: Диагностическая работа Срок реализации (август – сентябрь) Индивидуально-ориентированные корСодержание реализации индивидуальрекционные мероприятия но-ориентированных коррекционных меРоприятий Своевременное выявление обучающихся с Выявление особых образовательных поОВЗ, нуждающихся в специализированной требностей обучающихся с ОВЗ при освоепомощи, на основании комплексного сбора и нии АООП НОО; проведение комплексной анализа диагностической информации от социально-психолого-педагогической диаспециалистов различного профиля, монигностики нарушений в психическом и (или) торинга результативности коррекцион- физическом развитии обучающихся с ОВЗ; но-развивающей работы с обучающимися. определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ, выявление их резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП НОО. Коррекционно-развивающая работа Срок реализации (сентябрь – май) Обеспечение коррекции и компенсации неВыбор и использование специальных методостатков в физическом и (или) психическом дик, методов и приемов обучения в соответразвитии обучающихся, развитие высших ствии с особыми образовательными потребпсихических функций, познавательной и ностями обучающихся с ОВЗ; организация и речевой сфер, эмоционально-волевой и проведение индивидуальных и групповых личностной сфер, поведенческих навыков, а коррекционных занятий для преодоления также формирование универсальных учеб- нарушений развития и трудностей в обученых действий у обучающихся с ОВЗ. нии; коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер; развитие и укрепление личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного 26 общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования; совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа Срок реализации (сентябрь – май) Обеспечение единства в понимании и реа- Выработка совместных рекомендаций по лизации системы коррекционной работы с основным направлениям работы с обучаюобучающимися с ОВЗ всеми участниками щимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений. образовательных отношений; консультирование специалистами по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания образовательных программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности; консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ. Информационно-просветительская работа Срок реализации (сентябрь – май) Разъяснение участникам образовательных Информационная поддержка образовательотношений индивидуальных и типологиченой деятельности обучающихся с ОВЗ, их ских особенностей различных категорий родителей (законных представителей), педетей с ОВЗ, особенностей организации и дагогических работников; различны формы содержания их обучения и воспитания. просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы); проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. Лечебно-оздоровительная работа Срок реализации (сентябрь – май) Реализация комплексной системы лечебПроведение лечебно-профилактических мено-профилактических мероприятий. роприятий с обучающимися с ОВЗ: физиотерапевтическое лечение, вакцинопрофилактика, витаминизация и др. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающая психолого-медикопедагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий. 27 Задачи Диагностическая работа Планируемые результаты Виды, формы деятельности, мероприятия Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями (законными представителями), наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся с ОВЗ. Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование, анкетирование родителей (законных представителей), беседы с педагогами. Медицинская диагностика Определить состояние физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ Сведения для определения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая диагностика Провести первичную диагностику в целях формирования групп обучающихся с ОВЗ для коррекционной работы. Формирование: банка данных обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в специализированной помощи, групп обучающихся с ОВЗ для коррекционной работы, характеристики образовательной ситуации в ОО Мониторинг динамики развития Анализ причин трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ АООП НОО (достижение планируемых результатов освоения АООП НОО) Получение сведений об уровне сформированности у обучающихся с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО. Проведение промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, анализ выполнения работ. Мониторинг результативности Получение сведений о резулькоррекционно-развивающей татах индивидуальработы с обучающимися с ОВЗ но-ориентированных мероприятиях по коррекции недостатков общего недоразвития у обучающихся с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа Определение оптимальных Формирование в ОО банка коррекционных программ, адаптированных программ, методов и приемов коррекци- методов и приемов работы с онной работы с учетом осо- обучающимися с ОВЗ; утвербенностей развития обучаю- жденные адаптированные ращихся с ОВЗ. бочие программы, включающие в себя индивидуально-ориентированные коррекционные мероприятия для работы с обучающимися с ОВЗ; единство в понимании и реализации системы коррекци- Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование, анкетирование родителей (законных представителей), беседы с педагогами. Составление индивидуальных И адаптированных программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, Программ воспитательной работы с классом, включающих индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия для обучающихся с ОВЗ, соответСтвующи онной работы с обучающимися х актуальному 28 Разработка индивидуальных с ОВЗ всеми участниками обкоррекционно-развивающих разовательных отношений. программ, адаптированных рабочих программ для обучающихся с ОВЗ, формирование групп обучающихся с ОВЗ для коррекционной работы. уровню развития обучающихся с ОВЗ. Проведение ИГКЗ с обучающимися с ОВЗ. Реализация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ Коррекция недостатков общего недоразвития у обучающихся ОВЗ. Консультативная работа Информирование участников образовательных отношений по основным направлениям коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Консультирование педагогов по выбору оптимальных ин- Рекомендации, приемы, Индивидуальные и групдивидуаль упражнения, психологические повые тематические конно-ориентированных методов тренинги и др. материалы. сультации. обучения и воспитания, кор- Разработка плана консультарекции и компенсации недо- тивной работы с обучающиКонсультации по запросу статков общего недоразвития у мися, родителями (законными участников образоваобучающихся с ОВЗ. представителями), педагоги- тельных отношений Консультирование родителей ческими работниками ОО; (законных представителей) единство в понимании и реаобучающихся по вопросам лизации системы коррекцивыбора стратегии воспитания онной работы с обучающимии приемов коррекции и ком- ся с ОВЗ всеми участниками пенсации недостатков общего образовательных отношений недоразвития у обучающихся с ОВЗ Информационно-просветительская работа Проведение серии лекториев, семинаров для участников образовательных отношений по вопросам особенностей обучающихся с ОВЗ Организация работы лектория, Информационные меросеминаров, тренингов по воприятия. просам инклюзивного образования; организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования. Проведение открытых педа- Демонстрация обучающимися Открытые педагогичегогических форм в урочной и с ОВЗ личных успехов в ские формы в урочной и внеурочной деятельности, в освоении АООП НОО; пони- внеурочной деятельности. которых совместно участвуют мание участниками образоваобучающиеся с ОВЗ и обу- тельных отношений особенчающиеся с нормативным ностей обучающихся с ОВЗ, их развитием. ограничений и потенциальных возможностей 29 Лечебно-оздоровительная работа Контроль за соблюдением норм и требований СанПин в ОО Проведение медицинских осмотров обучающихся Организация санитарно-гигиенического просвещения участников образовательных отношений Проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни Механизм коррекционных коррекционной Соответствие условий реализации АООП НОО нормам и требованиям СанПин Профилактика заболеваемости среди обучающихся с ОВЗ Знание участниками образовательных отношений СанПин и соблюдение их в урочной и внеурочной деятельности Системы общешкольных и классных мероприятий в урочной и внеурочной деятельности по формированию навыков здорового и безопасного образа жизни взаимодействия мероприятий педагогики, в Смотры учебных нетов в ОО. каби- Плановые медицинские осмотры. Информационные мероприятия. Общешкольные мероприятия и КТД. Классные мероприятия. КТД в классных коллективах. разработке и реализации учителей, специалистов медицинского работника в области организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, обеспечивающийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Для реализации ПКР в ОО создана служба психолого-медикопедагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании ПМПК и заявления в письменной форме их родителей (законных представителей). Психолого-медико-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами ОО (классными руководителями, медицинским работником, педагогом-психологом, учителем логопедом), регламентируются локальными нормативными актами ОО. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов ОО, представителей администрации и родителей (законных представителей). 30 В реализации основных специалисты школьного направлений работы принимают участие консилиума. Консилиум ОО является внутришкольной формой организации сопровождения обучающихся с ОВЗ, положение и регламент работы которого разрабатывается ОО самостоятельно и утверждается локальным актом. Цель работы : выявление особых образовательных потребностей обучающихся ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости обучающихся с ОВЗ, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в адаптированные образовательные программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для обучающихся с ОВЗ дополнительных дидактических материалов и учебных пособий. ОО при отсутствии необходимых условий (кадровые, материальнотехнические и т.д.) может осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими медицинской учреждениями; и социальной центрами помощи; психолого-педагогической, образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы. Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы 31 коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. 2.5.2. Программа внеурочной деятельности Цели, задачи, направления, виды внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР соответствуют ФГОС НОО и закреплены в ООП НОО МАОУ «СОШ № 16» в разделе «План внеурочной деятельности». Для организации внеклассной деятельности для обучающихся с ОВЗ предлагаются кружки, творческие объединения, различные мероприятия на выбор обучающихся. 32 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ № 16», ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. 3.2. Система условий общеобразовательной реализации программы адаптированной начального общего основной образования обучающихся с задержкой психического развития С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР, представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. 3.2.1. Кадровые условия Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с ЗПР в системе школьного образования. В штат специалистов входят учителя, педагог-психолог, медицинский работник, учитель логопед В целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по вопросам реализации АООП НОО для детей с ЗПР утвержден план-график по повышению квалификации и переподготовки педагогов. При необходимости МАОУ СОШ №16 может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых образовательных потребностей 33 3.2.2. Финансово-экономические условия. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР должны: обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта; • обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. 3.2.3. Материально-технические условия Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к: • организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР; • организации временного режима обучения; • техническим инструменты средствам обучения, обучения, ориентированные на включая компьютерные удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы. Требования к организации пространства 34 Пространство соответствует (прежде общим всего требованиям, здание и прилегающая предъявляемым к территория) образовательным организациям, в частности: • к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); • к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.); • к соблюдению пожарной и электробезопасности; • к соблюдению требований охраны труда; • к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др. Материально-техническая база реализации АООП НОО для детей с ЗПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников предъявляемым к: • участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); • зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания); • помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); • помещениям для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процессов : классам, кабинетам педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); • актовому и физкультурному залам,; • кабинетам медицинского назначения; 35 • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания; • туалетам, коридорам и другим помещениям. Требования к организации временного режима Временной режим образования обучающихся с задержкой психического развития (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации («Правилами внутреннего распорядка МАОУ «СОШ № 16»). Срок освоения АООП НОО для детей с ЗПР составляет 4 года. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Требования к техническим средствам обучения и оборудованию учебных кабинетов Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Информационно-образовательная среда МАОУ № СОШ № 16» включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.). Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающих курсов (занятий) включает обеспечение кабинета психолога. Кабинет психолога оборудуется в соответствии с целями коррекционноразвивающих занятий с детьми с ЗПР: активизация психических функций, создание условий для релаксации и спокойного состояния детей с ЗПР, коррекция двигательных функций, коррекция нарушений эмоциональноволевой сферы: 36 Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающегося, но на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР. 3.2.4. Информационно-методические условия Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО для детей с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают: 1.Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с ЗПР. 2.Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. 3.Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. 4.Возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации. 5.Информирование родителей, общественности о ходе реализации АООП НОО для детей с ЗПР; 6.Участие педагогов, администрации, родителей обучающихся в форумах и других формах сетевого взаимодействия образовательных сообществ по проблемам реализации АООП НОО для детей с ЗПР. 37 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)