Положение о внеуроченой деятельности

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внеурочной деятельности обучающихся (далее -Положение)
разработано в соответствии с:
•
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ ”Об образовании в Российской
Федерации ”,
•
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
•
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 ;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с
изменениями);
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями);
•
письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования”;
•
методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности от 18.08.2017г. № 09-1672;
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 996-р);
•
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-З 52/09
1.2. Данное положение регламентирует порядок нормирования и учета, организации
внеурочной деятельности, а также определяет ее формы, виды и разработано с целью
повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию
основных общеобразовательных программ, улучшения качества предоставления
образовательных и воспитательных услуг в МАОУ «СОШ №16».
1.3. Внеурочная деятельность обучающихся — специально организованная
деятельность обучающихся в классах, реализующих ФГОС, представляющая собой
неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности
школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой
образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития
интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
1.4. Внеурочная деятельность - часть учебного плана ФГОС НОО, ООО, СОС). В
соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО время, отведенное на внеурочную деятельность,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объема финансирования, направляемого
на реализацию ООП. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и
2

утверждает план внеурочной деятельности на каждый уровень обучения. План
внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности обучающихся НОО, ООО, СОО).
1.5. Общие подходы к организации внеурочной деятельности прописываются в
пояснительной записке основной образовательной программы. План внеурочной
деятельности включается отдельным разделом в основную образовательную программу

2. Цель и задачи внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков,
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и
социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные
черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его. В
ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать,
принимать решения.
Кроме того, для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой
возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то
частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность
образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на
бесплатной основе.
2.2. Задачи.
• Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, путем предоставления
выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
• Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной
на творческое саморазвитие и самореализацию личности.
• Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
• Проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных, научных
мероприятий.
• Организация социально-психологической поддержки участников образовательного
процесса.
• Организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике девиантного
поведения в молодежной среде.
• Проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новый уровень обучения.

3. Принципы организации внеурочной деятельности
•

Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются
интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления
индивидуальности и субъектности школьника.
•
Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений),
форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей
реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления
проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной
ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
•
Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают
развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и
коллективным жизнетворчеством.
3

•

Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха.
Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми,
но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного
коллектива, представителей ближайшего социального окружения школы.
•
Принцип социального заказа.

•
•
•
•
•

Принцип целостности.

Принцип личностно - деятельностного подхода.
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
Принцип кадровой политики.

4. Модель, направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

4.1. В организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №16»
принимают участие все педагогические работники: учителя, педагог-психолог,
библиотекарь и другие. Таким образом, используется оптимизационная модель
внеурочной деятельности.
4.2. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с
основной образовательной программой НОО, ООО и СОО в образовательной
организации.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Духовно-нравственное;
- Общекультурное;
- Общеинтеллектуальное;
- Социальное.
Проектная деятельность (является составляющей любого направления).
4.3. Во внеурочной деятельности используются следующие виды деятельности:
- Игровая
- Познавательная
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
-Техническое творчество
-Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Проектная деятельность.
4.4. Внеурочная деятельность в МАОУ «СОШ №16» складывается из
-реализации внутришкольных программ курсов, секций, кружков;
-традиционных мероприятий воспитательной системы школы;
-классных мероприятий в рамках планов работы классных руководителей (классные часы,
экскурсии, диспуты, круглые столы и т.д.);
-деятельности педагогических работников службы сопровождения (педагог-психолог,
библиотекарь) в соответствии с должностными обязанностями;
- конкурсных программ и мероприятий различного уровня;
-мероприятий и конкурсных программ учреждений дополнительного образования детей,
учреждений культуры и спорта города;
4

-форм сотрудничества с ВУЗами и СУЗами
-форм сотрудничества с шефами и подшефными.
4.5. Используемые формы организации внеурочной деятельности: экскурсии,
факультативы, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,
соревнования, проекты, общественно-полезные практики, интеллектуальные клубы,
библиотечные вечера, конкурсы, викторины, познавательные игры и др.

5. Порядок организации внеурочной деятельности
5.1. Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
- для обучающихся при получении начального общего образования до 1350 часов за
четыре года обучения;
- на уровне основного общего образования до 1750 часов за пять лет обучения с учетом
интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
- на уровне среднего общего образования - до 700 часов за два года обучения.
5.2. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в школе, определяется
учебным планом на текущий учебный год. Количество часов зависит от образовательных
потребностей участников образовательного процесса школы в ходе достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы и
возможностями школы по удовлетворению данных потребностей в текущем учебном
году, но не более 10 часов в неделю на класс.
5.3. Внеурочная деятельность организуется на базе школы. Занятия внеурочной
деятельности
проводятся педагогическими
работниками
школы (классными
руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, библиотекарем, и
др.)
5.4. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе
направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения
внеурочной деятельности осуществляется в течение года.
5.5. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного
года. При этом фамилия данного учащегося вписывается в «Списочный состав» данного
объединения.
5.6. Организация внеурочной деятельности осуществляется на основе годовых и других
видов планов, образовательных программ и рабочих программ, утвержденных директором
школы.
5.7. Учебный год в школе с внеурочной деятельностью определяется учредителем. Во
время весенних и летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это
предусмотрено рабочими программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей
разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть
переменным.
5.8. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима
труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос
занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации
школы и оформляется документально.
5.9. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора
двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является
посещение не более 2-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть
двигательно-активным.
5

5.10. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий.
5.11. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения
в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение
учебного года. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение
учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
5.12. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами, и
утверждаются школой самостоятельно. Программы могут быть авторскими и
модифицированными.
5.13. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных
еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и организацию занятий
крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.)
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
5.14. Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование
групп как из обучающихся одного класса, так и из учеников одной или нескольких
параллелей классов. Наполняемость группы устанавливается от 10 человек. При наличии
необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование
групп проходит в соответствии с запросом участников образовательного процесса
(законных представителей) обучающегося.
5.15. Проведение занятий (темы занятий) и учет посещения их учащимися необходимо
фиксировать в отдельном журнале. Порядок ведения, хранения журнала внеурочной
занятости аналогичен правилам ведения классных журналов.
5.16. К педагогическим и иным работникам, организующим внеурочную деятельность
обучающихся, предъявляются требования, соответствующие квалификационным
характеристикам по должности.

5. Управление внеурочной деятельностью

5.1. Общее руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в школе
осуществляют заместители директора на основе своих должностных обязанностей.
5.2. Организацией внеурочной деятельности с обучающимися занимается классный
руководитель на основании «Положения о классном руководстве» и своих должностных
обязанностей.
5.3. Внеурочная работа осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым
руководителем общеобразовательного учреждения.
5.4. К организации внеурочной деятельности могут привлекаться педагоги из
учреждений дополнительного образования.

6. Результаты и эффекты внеурочной деятельности

6.1. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трём уровням:
•
Первый уровень — приобретение школьником социальных знаний, первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;
•
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса;
6

•

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с
социальными субъектами за пределами школы.
6.2. Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается
увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование
социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности,
предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности,
уважительного отношения к окружающему миру.

7. Учёт внеурочных достижений обучающихся
7.1. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
7.2. Основными задачами составления портфолио являются:

•

•

систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности
обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
создание условий
обучающегося.

для

индивидуализации

оценки

деятельности

каждого

8. Ответственность

8.1. Администрация школы:
Организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной
деятельности, контроль выполнения программ внеурочной деятельности, контроль
ведения журналов внеурочной деятельности.
8.2. Классные руководители:
В своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной
инструкцией классного руководителя.
Осуществляют контроль посещаемости учащимися занятий внеурочной деятельности.
8.3. Преподаватели внеурочной деятельности.
Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами внутреннего
распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.
8.4. Родители (законные представители) учащихся
Несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

9. Заключительные положения
9.1. Положение вступает в силу с момента его подписания.
9.2. Изменения и дополнения в данное положение могут быть внесены решением
Педагогического Совета школы.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».